Задания для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках «Человек и мир» в І классе
С сентября 2012 года в стране реализуется экспериментальный проект «Апробация модели психолого-педагогического сопровождения обучения, воспитания и развития учащихся с высоким уровнем учебной мотивации на I ступени общего среднего образования». Целью проекта является не только создание условий для успешной реализации потенциала одарённых учащихся, но и разработка материалов, которые могут быть использованы в массовой практике обучения для повышения качества образовательного процесса.
В I классе участники экспериментальной деятельности Т. В. Бадяева, Е. В. Березюк, Л. В. Масло, Г. П. Муха, М. А. Пестунова, Н. В. Рыдкина, Н. И. Яцук апробировали систему дополнительных заданий по учебному предмету «Человек и мир». Нами выделены четыре основные группы заданий: проблемные, исследовательские, открытые и творческие.
Проблемные задания предполагают наличие проблемы, противоречия между имеющимися и новыми знаниями, столкновение различных точек зрения. При этом учитель выступает в роли «сомневающегося». Например: «Ничего не понимаю, зачем люди изобрели транспорт, если в народе говорят: “Пешком ходить — дольше жить”». Задача учащихся — найти убедительные аргументы, чтобы доказать своё мнение: транспорт предназначен для передвижения на большие расстояния; в пословице говорится о пользе движения в сравнении с сидячим образом жизни; обе части высказывания учителя относятся к разным ситуациям, поэтому их нельзя противопоставлять и др. При использовании заданий проблемного характера рекомендуется, чтобы учитель также «отстаивал» свою точку зрения, приводил контраргументы, «провоцируя» учащихся на поиск новых доказательств. Например: «Может быть надо в транспорте все сиденья убрать, чтобы люди ехали стоя, тогда ещё больше будет пользы?» Следует отметить, что проблемные вопросы позволяют развивать не только мышление, но и речь учащихся.
Исследовательские задания направлены на выдвижение и проверку гипотез, которые позволяют объяснять причины явлений или выявить определённые взаимосвязи и зависимости. Исследование — это процесс активного самостоятельного получения информации, при этом эмоциональная составляющая (переход от удивления «Почему так?» к радостному «Эврика!») не менее значима, чем познавательная. Чем чаще процесс получения новых знаний будет сопровождаться положительными эмоциями, тем более значимым он будет для юных исследователей.
При выборе темы для проведения исследования могут быть использованы авторские приёмы «Факт как вопрос», «Факт как вывод», «Факт как уточнение».
Приём «Факт как вопрос» предполагает, что известный факт выступает в качестве отправной точки для выявления причин: «Почему именно так, а не иначе?» Например: «До изобретения шлема древние русские воины носили длинные волосы, которые даже заплетали в косы. Но ведь так сражаться неудобно, почему они не стриглись?», «Листья на веточках крепятся с помощью черенков. А почему они не прикрепляются сразу?» Рекомендуется, чтобы учащиеся вначале высказывали как можно больше гипотез, а затем последовательно их проверяли, используя различные методы.
При использовании приёма «Факт как вывод» учащимся предлагается осуществить ретроспективу исследования, выдвинуть предположения о том, на основании каких наблюдений или экспериментов были получены эти факты. Например: «Утверждают, что зубная паста полезнее, чем зубной порошок. Как это выяснили?», «Крокодил при погружении заглатывает камни. Как об этом узнали люди?», «Откуда известно, что динозавры действительно существовали, может быть, они такие же сказочные существа, как драконы?»
Приём «Факт как уточнение» может быть использован при изучении самых различных объектов и явлений, когда после перечисления основных свойств и характеристик следует ответить на вопросы: «Все ли?», «Всегда ли?» Например: «Осенью листья желтеют. У всех ли деревьев листья становятся жёлтого цвета?», «Мёд — это сладкий полезный продукт. Бывает ли мёд не сладкий? Может ли мёд быть опасным?» Использование уточняющих вопросов позволяет не только расширить кругозор учащихся и показать изменчивость и разнообразие окружающего мира, но и формирует такое качество мышления, как вариативность, т. е. умение видеть ситуацию с различных сторон.
Задания открытого типа предусматривают наличие множества вариантов ответа на поставленный вопрос. Это особенно важно, так как все ответы являются правильными. «Какие фрукты самые вкусные?», «Как поздравить ветерана с праздником?», «Какие животные лучше всего приспосабливаются к зиме?» — подобные вопросы создают ситуацию успеха для всех учащихся вне зависимости от уровня их учебных достижений, так как принимаются любые точки зрения.
Творческие задания ориентированы на создание учащимися оригинальных продуктов. Это могут быть рисунки и поделки, загадки и стихи, презентации и фотографии — всё то, о чём ученик сможет сказать «Моё!» или «Сделал сам!». В процессе выполнения заданий требуется выдумка и фантазия. Учащиеся стремятся, чтобы их «произведения» были оригинальными, не похожими на остальные.
Таким образом, система дополнительных заданий направлена на активизацию как логического, так и творческого мышления; повышение уровня учебной мотивации и самостоятельности, предоставление всем учащимся возможностей для самореализации.
Разделение заданий на группы является достаточно условным. Проблемные вопросы могут предполагать различные варианты решений, в основе исследования нередко лежит определённая проблемная ситуация; творческие задания всегда являются открытыми, так как не сводятся к единственно верному решению, а среди множества ответов обязательно будут нестандартные. Одна и та же ситуация может быть рассмотрена с различных сторон так, что задание одновременно окажется и проблемным, и исследовательским, и открытым, и творческим. Например, рассмотренная ранее проблема о долголетии может стать темой исследовательской работы «Почему именно ходьба способствует увеличению продолжительности жизни?», также можно предложить учащимся нарисовать плакаты о вреде гиподинамии или провести конференцию «Мой любимый вид спорта».
Кроме того, не следует забывать о том, что для активизации познавательной деятельности учащихся могут быть использованы и другие методы и приёмы. Например, новая интересная информация по теме, игровые и сюрпризные моменты на уроке, логические задания на сравнение, классификацию, привлечение детского опыта для анализа и обобщения изучаемого материала, выполнение практических работ, использование групповых форм организации учебной деятельности и др.
Хороший урок — это не тот, после которого вопросов не остаётся, а тот, который их пробуждает. И только в этом случае система дополнительных заданий сможет стать тем инструментом, который позволит успешно реализовать цели современного образования.
Дополнительные вопросы и задания по учебному предмету «Человек и мир»
Темы уроков приведены по учебному пособию: Вдовиченко, В. М. Человек и мир : учеб. пособие для 1-го кл. учреждений, обеспечивающих получение общ. сред. образования, с рус. яз. обучения / В. М. Вдовиченко, Т. А. Ковальчук. — Минск : Нар. асвета, 2012.
Наша Родина — Беларусь.
Почему знакомство с Минском начинается именно с монумента Победы, Вечного огня?
Где можно увидеть флаг нашей страны?
Наша Родина — край голубых рек, озёр и лесов.
Зачем нужно беречь лес, если его много?
Почему на рисунке изображены не все животные, которые обитают в Беларуси? Каких ещё зверей, птиц, насекомых вы знаете?
Что такое природа. Живая и неживая природа.
Можно ли сказать, что огонь живой, так как он рождается (от спички), питается (дровами), дышит (воздухом), умирает (гаснет)?
Почему у клеста такой необычный клюв?
Ребята на рисунке пришли на поляну или собираются уходить? Как это можно определить? Чем они могли заниматься на природе? Как это можно подтвердить?
Изменения в неживой природе осенью. Растения летом и осенью.
Какие изменения в неживой природе можно не только наблюдать, но и измерить?
Что больше отличается: осенние деревья от летних или осенние травы от летних, почему?
Назовите, что хорошего и что плохого есть в дождливой погоде.
Почему туманы обычно бывают ночью?
Золотая осень. Разнообразие осенней окраски листьев деревьев и кустарников.
Почему из летних трав букеты собирать нельзя, а из осенних листьев можно?
Почему не все листья осенью изменяют цвет, от чего это зависит?
Сделайте поделки из осенних листьев.
Растения — часть живой природы. Разнообразие и красота деревьев, кустарников, травянистых растений.
Как вырастает куст: все стволы появляются одновременно или поочерёдно?
Как определить, что такое карликовая берёза — дерево или травянистое растение?
Созревание плодов и семян.
Могут ли у растения быть только плоды?
Почему у желудей есть шляпки, а у каштанов нет?
Как проверить, если ты видишь незнакомое растение: это плоды или семена?
Придумайте загадки про другие растения (одуванчик, репейник, орешник (лещину), клён, дуб, рябину).
Влияние изменений в природе на жизнь человека осенью. Как правильно одеваться осенью, закалять организм.
Предположи по рисунку, почему мальчик сидит на скамейке и не играет.
Предположи по рисунку, зачем маме с детьми понадобилось идти в лес в плохую погоду под дождём. Можно ли сказать, что раздетый мальчик так закаляется?
Как вы понимаете английскую пословицу: «Нет плохой погоды, есть плохая одежда»?
Осенние плоды и семена — источник витаминов.
Какую пользу приносят лесные ягоды?
Почему малину называют «медвежьей ягодой»? Какие ещё звери питаются ягодами?
Овощи и фрукты. Правила употребления овощей и фруктов.
Будет ли полезно для здоровья, если питаться только одними овощами и фруктами?
По-белорусски слова «овощи» и «фрукты» называются «садавiна» и «агароднiна». Почему?
Как доказали, что лук и чеснок убивают микробы?
Правила личной гигиены. Уход за зубами, ногтями и волосами.
Зачем нужно мыло, почему нельзя мыться только водой?
Почему художник нарисовал микробы такими большими, хотя на самом деле их можно увидеть только в микроскоп?
Какой из предметов личной гигиены самый важный?
Почему в Средние века люди считали, что мыться — это вредно для здоровья?
Режим дня школьника.
Нужен ли взрослым режим дня, почему?
Составьте режим дня, употребляя только словадействия.
Какие моменты режима дня будут обязательными для всех учеников вашего класса? Для всех детей? Для всех людей?
Изменения в неживой природе и в жизни растений поздней осенью.
Можно ли сказать, что ранняя осень — «хорошая», а поздняя — «плохая», почему?
Чем можно детям заняться на улице поздней осенью?
Дикие и домашние животные.
Можно ли сказать, что мышь — домашнее животное, ведь она живёт в доме?
Предположите, как человек приручал диких животных.
Почему люди приручили кошку, а не приручили ежа, он ведь тоже ловит мышей?
Изменения в жизни диких животных осенью.
Могут ли быть перелётные насекомые?
Почему к нам прилетают зимующие птицы?
Придумайте сказку про путешествие перелётных птиц.
Изменения в жизни домашних животных осенью.
Как из молока получают молочные продукты (сметану, масло, сыр)?
У каких домашних животных осенью в жизни происходит больше всего изменений, почему?
Влияние изменений в неживой природе, в жизни растений на труд людей осенью.
Изменяется ли осенью труд людей, проживающих в городе или только тех, кто проживает в деревне? У людей каких профессий происходят изменения и какие? У людей каких профессий труд осенью никак не изменяется?
Придумайте пословицу «наоборот».
Осенние изменения в природе (обобщающий урок).
Презентация творческих работ «Моя осень».
Изменения в неживой природе зимой.
Почему в мороз снег скрипит?
Пронаблюдайте, как возникает морозный узор на окне.
Как узнать, бывают ли одинаковые снежинки?
Как зимуют растения.
Почему под снегом не так холодно, как «снаружи»?
Зачем высаживают растения на зиму (озимые), они же могут погибнуть?
Хвойные, лиственные деревья и кустарники зимой. Кого кормит дерево в зимнее время. Забота человека об охране деревьев.
Почему клесты выводят птенцов холодной зимой?
Как человек может зимой заботиться о деревьях?
Почему птицы зимой не меняют свою окраску?
Изменения в жизни диких животных зимой.
Почему сытой птице никакой мороз не страшен, а голодная может замёрзнуть?
Как узнать, чем любят питаться птицы в кормушке?
Нужно ли насыпать корм в кормушку в одно и то же время, почему?
Зачем нужно уметь «читать» следы зверей, если ты не охотник?
Домашние животные зимой.
Почему летом коровы пасутся и едят траву целый день, а зимой им раздают корм только несколько раз в день?
Придумай, какие автоматические устройства можно использовать на ферме, чтобы облегчить труд людей зимой.