Задания для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках «Человек и мир»
I, II и III классы, второе полугодие
Предлагаемая система заданий разработана в рамках экспериментального проекта «Апробация модели психолого-педагогического сопровождения обучения, воспитания и развития учащихся с высоким уровнем учебной мотивации на первой ступени общего среднего образования» и успешно апробирована учителями начальных классов г. Гомеля и Гомельской области Т. В. Бадяевой, Е. В. Березюк, Л. В. Масло, Г. П. Муха, М. А. Пестуновой, Н. В. Рыдкиной, Н. И. Яцук. Следует обратить внимание, что педагоги творчески подошли к использованию заданий на уроках: осуществляли выбор заданий с учётом конкретной образовательной ситуации, придумывали задания по аналогии, опирались на субъективный опыт и направления интересов учащихся, осуществляли на основе заданий исследовательскую работу, вели «летопись» урока, в которую заносили наиболее интересные ответы учащихся, т. е. являлись не только «испытателями», но и соавторами предлагаемого материала.
I класс
Изменения в труде людей зимой.
Как зимой в теплице созревают овощи?
Придумай, для чего можно использовать снег, который вывозят зимой за город.
Забота человека о своём здоровье зимой. Как правильно одеваться.
Придумайте новые зимние подвижные игры.
Чтобы зимой не простудиться, может быть, лучше сидеть дома и вообще не выходить на улицу?
В какую погоду снег лучше лепится? Почему?
Как правильно закалять организм зимой.
Когда лучше начинать закаляться: зимой или летом, почему?
Может ли закалённый человек заболеть?
Почему закаливающие процедуры поднимают настроение, как это можно проверить?
Зимние явления в природе (обобщающий урок).
Презентация творческих работ «Моя зима».
Ранняя весна. Март — первый месяц весны.
Понаблюдайте, как образуется сосулька.
Какие ещё признаки наступающей весны вы можете назвать?
Осторожно — ледоход! Весенний разлив рек (половодье). Правила поведения у водоёмов весной.
Почему реки весной разливаются?
Что делать, если видишь человека, плывущего на льдине?
Весна — время пробуждения растений. Раннецветущие растения — корм для насекомых.
Почему раннецветущие растения нельзя срывать?
Понаблюдайте, действительно ли появляются насекомые, когда зацветают первоцветы.
Бережное отношение к первоцветам.
Почему люди нередко нарушают запреты и срывают первоцветы?
Нарисуй плакат в защиту первоцветов.
Почему цветок «мать-и-мачеха» так называется? А почему англичане его зовут «sun-before-father» (сын раньше отца)?
Использование живительной силы природы весной. Прогулки и игры в парке, сквере.
Почему весной дети болеют простудными заболеваниями чаще, чем зимой, хотя зимой холоднее?
Проведите эксперимент: при каких условиях лук на окне быстрее прорастёт.
Безопасные места для игр.
Куда можно пойти играть, если в вашем дворе нет детской площадки?
Проведите анкетирование: «Почему некоторые дети играют в опасных местах?»
Изменения в жизни животных весной. Прилёт птиц.
Как птицы находят дорогу домой?
Почему перелётные птицы на юге не вьют гнёзда?
Можно ли сказать, что те птицы, которые раньше улетают, раньше прилетают?
Гнездование птиц.
Почему кукушка подкладывает яйца в чужие гнёзда?
Почему большинство птиц вьёт гнёзда на деревьях?
Изменения в жизни насекомых и животных весной.
Придумай, как можно защититься от комаров, не уничтожая их.
Оказывается, муравьи «проветривают» муравейник. Как это можно доказать?
Кто приносит больше пользы: жаба или лягушка?
Изменения в жизни диких зверей весной.
Почему ежи не боятся укуса змеи?
Сочините сказку «Откуда у барсука появились полоски?».
Изменения в жизни домашних животных весной.
Придумайте загадки про других домашних животных (по аналогии).
Почему при опасности курица прячет цыплят под крыло, а не убегает вместе с ними?
Труд людей весной.
Где больше изменений в труде у людей весной: в городе или в деревне? Почему?
Почему стволы деревьев весной нужно белить?
Почему тот, кто спит весной, плачет именно зимой, а не летом или осенью?
Влияние людей на жизнь растений и животных. Необходимость охраны растений, животных родного края.
Предположите, в каких ситуациях ломать ветки деревьев можно.
Измените правила поведения в природе так, чтобы они не начинались со слова «не».
Почему дети не всегда выполняют правила друзей природы?
Весенние явления в природе (обобщающий урок).
Презентация творческих работ «Моя весна».
Изменения в неживой природе летом.
Почему лето — самое жаркое время года?
Может ли быть гроза зимой?
Что опаснее: гром или молния, почему?
Можно ли увидеть радугу без дождя?
Растения летом: цветение трав, созревание ягод.
Почему цветы разноцветные?
Можно ли лесные ягоды собирать и сразу есть, почему?
Ядовитые растения.
Зачем нужно знать ядовитые ягоды?
Можно ли сказать, что ядовитые растения — вредные?
Жизнь домашних животных летом.
Чему учат своих детёнышей домашние животные?
Кто больше заботится о своих детёнышах: дикие или домашние животные, почему?
Жизнь диких животных летом, их забота о потомстве.
Почему бобры не тонут?
Почему мышонок не убегает от лисят?
Бывают ли в природе звери, которые не заботятся о своих детёнышах?
Охрана здоровья человека летом. Опасные ситуации при встрече с ядовитыми растениями, со змеями.
Что делать, если случайно дотронулся до ядовитого растения?
Почему гадюка не отравляется своим ядом?
Что делать, если заметил на тропинке змею?
Летнее закаливание организма. Правила поведения у водоёмов и в воде. Загар.
Зачем нужно учиться плавать, если потом придётся соблюдать много правил безопасности?
Почему вредно много загорать?
Изменения в природе и в труде людей в разные времена года (обобщающий урок).
Презентация творческих работ «Моё лето».
Какое время года лучшее?
Верно ли, что если будут уничтожены «они», то на планете останутся одни люди или их тоже не останется?
Мой город (деревня).
Придумайте рекламу своего города (деревни).
Нарисуйте современный герб своего города (деревни).
Наступит ли такое время, когда все люди будут жить только в городах или в деревнях?
Правила дорожного движения. Дорожные знаки.
Придумайте и нарисуйте новые дорожные знаки для детей.
Почему за городом на дорогах нет тротуаров?
Правила перехода улицы. Светофор.
Что делать, если светофор сломался и горит только красный свет?
Почему именно красный свет — запрещающий сигнал светофора?
Говорят: «Улица с оживлённым движением». Как его можно измерить?
Я и моя семья. Значение семьи в жизни человека.
Можно ли сказать, что домашние животные — члены семьи, почему?
Можно ли сказать, что помощь и забота — это одно и то же, почему?
Права и обязанности детей и родителей. Доброжелательные отношения в семье.
Как дети могут защитить свои права, куда можно обратиться в случае жестокого обращения?
Что хорошего и что плохого будет, если у детей не станет обязанностей, а будут только права?
У кого больше прав и обязанностей — у детей или у взрослых, почему?
Опасные ситуации в доме.
Какие приборы в доме самые опасные и почему?
Как научиться зажигать спички, чтобы не устроить пожар?
Сигналы тревоги.
Почему в случае опасности лучше позвонить родителям, а не в специальную службу?
Почему за ложный вызов могут оштрафовать?
Почему опасные посторонние люди часто обманывают, выдают себя за других?
Придумайте считалочку, чтобы хорошо запомнить номер домашнего телефона.
II класс
Вода и жизнь.
Придумай объяснение, почему в море вода солёная, а в реках — нет. Как можно проверить это предположение?
Почему люди не очищают солёную воду, чтобы её можно было пить?
Свойства воды.
Может ли вода быть твёрдой, когда?
Вода — прозрачная, бесцветная, не имеет запаха. Воздух тоже прозрачный, бесцветный, не имеет запаха. Может быть, вода и воздух — это одно и тоже? Чем они отличаются? А водяной пар и воздух — это одно и тоже?
Могут ли дети очищать воду? А экономить воду?
Почему запасы пресной воды на Земле сокращаются?
Может ли на Земле когда-нибудь вся вода закончиться?
Вода и здоровье человека.
Как люди узнали, что нельзя пить сырую воду?
Почему воду из родника можно пить, а из реки — нет?
Почему животные не болеют, когда пьют грязную воду?
Нужно ли кипятить бутилированную воду, почему?
Утверждают, что если во время умственной нагрузки, например, контрольной работы или экзамена, пить воду, то результаты улучшаться. Как ты думаешь, почему это происходит? Придумайте эксперимент, чтобы это проверить.
Почва, её значение.
Бывает ли почта неплодородная?
Как вы думаете, чем будут отличаться плодородная и неплодородная почва? Как можно проверить твоё предположение?
Почему осенью люди часто сжигают сухие листья?
Откуда в почву могут попасть ядовитые вещества?
Что можно сделать, чтобы этого не произошло?
Есть ли почва в городе, нужно ли её беречь, почему?
Многообразие животных.
Кого в лесу больше: животных или зверей?
Что легче сохранить: растения или животных, занесённых в Красную книгу, почему?
Каких групп животных больше всех, почему? Проверьте своё предположение.
Связи, существующие между растениями и животными.
Почему на рисунке лиса изображена среди веток, она же ими не питается?
Кто приносит больше пользы: растения животным или животные растениям?
Являются ли насекомоядные животные хищниками? Почему их выделили в отдельную группу?
Можно ли сказать, что всеядные животные приносят больше всего вреда природе?
Почему у «мышки без кошки — плохие делишки»?
Могут ли в природе быть растения или животные, которыми никто не питается, почему ты так думаешь?
Насекомые.
Рассмотрите рисунки. Можно ли сказать, что насекомые — это маленькие летающие существа, почему?
Придумайте опыты, как можно расшифровать язык пчёл.
Придумайте опыт, как узнать, какие цветы любят пчёлы.
Зачем нужно огораживать муравейники?
Как люди узнали о том, что в муравейнике много «комнат» и «коридоров»?
Как учёные узнали, тяжести какого веса могут переносить муравьи?
Бабочки приносят большую пользу, значит, гусениц надо беречь и охранять?
Как проверить, что гусеница превращается в бабочку?
Рыбы.
Почему в морях и океанах большее разнообразие рыб, чем в реках и озёрах?
Почему удочками рыбу ловить можно, а сетями — запрещается?
Придумайте опыт, как можно узнать, сколько лет живут рыбы.
Можно ли сказать, что щука — вредная рыба?
Лягушки и жабы.
Можно ли сказать, что лягушки и жабы в воде живут меньше, чем на суше, раз они называются земноводными? Как это проверить?
Предположите, почему лягушки «поют». Проверьте своё предположение.
Как вы думаете, кто победит в «соревнованиях» по плаванию: жаба или лягушка? В каком виде «спорта» может победить жаба?
Почему у птиц нет таких особенностей зрения, как у лягушки: «не замечать» добычу, которая находится на расстоянии?
Змеи и ящерицы.
Может ли змея «ужалить» языком? Как это доказать?
Можно ли сказать, что уж — земноводное: он может жить на суше и в воде, тоже имеет голое тело?
Почему природа сделала так, что у ужа пятна находятся на голове, а не на хвосте?
Как люди узнали, что уж — неопасная змея?
Предположите, как уж охотится, у него же нет яда? Проверьте своё предположение.
Как лучше передвигаться по лесу, где могут быть гадюки: тихо и осторожно или кричать и шуметь? Почему?
Можно ли сказать, что враги ящериц — это враги природы?
Птицы.
У пингвина перьев нет. Почему его считают птицей?
Для чего птицам яркая окраска, их же легко смогут заметить враги?
Зачем птицы постоянно чистят перья, как это можно проверить?
Можно ли сказать, что все птицы, которые питаются насекомыми, являются перелётными?
Можно ли сказать, что у всех болотных птиц длинные ноги и клюв, почему?
Звери.
Можно ли сказать, что растительноядные животные — «хорошие», а «хищники» — плохие, почему?
Если всех редких животных переселить в зоопарки, поможет ли это их сохранить, почему?
Как ёжик может пострадать от человека?
Могут ли белки сделать запасы на несколько лет, почему?
Забота зверей о своих детёнышах.
Чем зимой медведица кормит медвежат, ведь зимой есть нечего?
Почему из-за шума детёныши зверей могут оказаться в опасности?
Я и моя семья.
Как взрослые выражают свою любовь к детям?
Зачем нужны семейные традиции, может ли быть хорошая семья без семейных традиций?
Придумайте новые традиции для своей семьи.
Можно ли сказать, что совместный отдых — это традиция, почему?
Если все члены семьи отдыхают по-разному, можно ли это назвать совместным отдыхом?
Какие виды совместного отдыха являются наиболее полезными, почему?
Права ребёнка.
Можно ли сказать, что если родители наказывают ребёнка, то они нарушают его права, почему?
Могут ли дети нарушить права других детей, какие?
Когда дети ходят в школу, является ли это нарушением их права на отдых и на досуг?
Можно ли сказать, что среди прав ребёнка есть «главные» и «неглавные» права? Назовите самое главное право ребёнка.
Какие права есть у взрослых? Права взрослых и права детей одинаковые или разные? Почему?
Школьный коллектив.
Можно класс, в котором дети ссорятся, дразнятся, дерутся, назвать коллективом, почему?
Почему не все дети соблюдают «золотое правило вежливости»?
Нужно ли заботиться об одноклассниках, ведь они не являются близкими людьми?
Всегда ли нужно говорить правду незнакомым людям, почему?
Можно ли обмануть, чтобы выручить товарища?
Если ты видишь хулигана, который обижает маленького ребёнка или животное, нужно ли ему говорить приятные, добрые слова, почему?
Какая главная обязанность школьника: хорошо учиться или правильно себя вести, почему?
У учеников начальной школы и старшеклассников одинаковые обязанности или разные? У кого их больше? А у кого больше прав, почему?
Правила поведения в общественных местах.
Как ты думаешь, почему правило снимать головной убор в помещении касается только мальчиков и мужчин? Проверьте своё предположение.
Кого должны вперёд пропускать девочки?
В каких общественных местах дети чаще нарушают правила поведения: в транспорте или в театре и музее, почему?
Почему во многих общественных местах нужно соблюдать правило тишины (нельзя громко разговаривать)?
Как правильно выбрать место для игр и прогулок.
Почему дети порой выбирают для игр опасные места?
Нужно ли сообщать взрослым, если видишь детей на стройке или в подвале, почему?
Правила пожарной безопасности.
Могут ли игры со спичками быть безопасными?
Можно ли в шутку звонить по номеру 101, почему?
Может ли пожар в природе стать опасным для человека?
Если в квартире возник пожар, а ты один дома, куда надо раньше звонить: в пожарную службу или родителям, почему?
III класс
Растительный и животный мир Беларуси
Что такое природное сообщество.
Какое природное сообщество — лес, луг, болото, водоём — самое разнообразное, почему?
Какая польза растениям от животных?
Является ли город природным сообществом?
Растения леса.
Придумайте загадки про растения леса.
Почему растения в парке не образуют ярусы?
Лес — дом для животных.
Есть ли в природе «ненужные» растения или животные? Почему?
Найдите информацию, чем интересно каждое животное лесов Беларуси.
Почему в сказках волка называют злым и плохим, если он санитар леса?
Проведи исследование, могут ли птицы на кормушке «чувствовать» время.
Значение леса.
Почему в лесу даже летом прохладно?
Как лес очищает воздух от пыли?
Какие загадки и чудеса есть в лесу?
Что больше всего отрицательно влияет на лес, почему?
Почему сбор макулатуры помогает сохранять деревья?
Почему надо сохранять болота.
Можно ли сказать, что болота полезнее, чем лес, почему?
Можно ли сказать, что болота «хорошие» для природы, но «плохие» для людей?
Что делать, если провалился в болото?
Придумайте сказку про болото.
Почему люди осушают болота? Как можно подругому добывать торф?
Поле. Культурные и сорные растения поля
Чем поле отличается от луга.
Почему во время жатвы комбайны работают день и ночь?
Почему картофель в Беларуси называют «второй хлеб», а не наоборот: хлеб — «второй картофель»?
Узнайте, как из льна делают волокна.
Почему рапс называют растением будущего?
Откуда на полях берутся сорняки?
Животные поля.
Каких животных нельзя назвать друзьями поля, почему?
Предположите, почему заяц-русак не меняет свою окраску зимой.
Заповедники и национальные парки Республики Беларусь.
Зачем люди сохраняют природу в естественном состоянии?
Как люди узнали возраст дубов-великанов?
Почему именно зубр стал символом белорусского леса?
Разнообразие природы на Земле
Почему в одних местах на Земле лес, а в других — пустыня.
Что важнее для растений: тепло или влага?
Можно ли сказать, что ледяные пустыни и ледники — это одно и то же?
Почему в тундре растут только карликовые деревья?
Почему песок нагревается сильнее, чем воздух?
Растения экваториального леса.
Предположите, почему на экваторе всегда лето.
Что хорошего и что плохого для растений и для людей в том, что каждый день в экваториальных лесах идут дожди?
Почему бамбук не является деревом?
Найдите интересные факты про растения экваториального леса.
Животный мир экваториального леса.
Придумай загадки про животных экваториального леса.
Можно ли сказать, что животный мир экваториального леса — самый разнообразный? Почему?
Растительный мир саванн.
Почему тёплое сухое время года в саванне называется «зима»?
Почему в нашей местности растут деревья, хотя зимой тоже не бывает дождей?
Что вам показалось самым удивительным у баобаба?
Найдите информацию, чем похожи и чем отличаются акации в саваннах от акаций в нашей местности.
Животный мир саванн.
Найдите интересные факты про животных саванны.
Человек и его здоровье
Человек — часть природы.
Почему человек назван самым удивительным существом на Земле?
Без какой природы — живой или неживой — человек не сможет выжить?
Организм человека.
Можно ли сказать, что в организме человека есть главные органы? А лишние органы?
Какие внутренние органы ты ещё знаешь? Какую работу они выполняют?
Как человек воспринимает окружающий мир.
Сколько органов чувств есть у человека?
Почему говорят «шестое чувство»?
Какие органы чувств лучше развиты у детей, чем у взрослых?
Глаз — орган зрения. Что надо делать, чтобы сохранить хорошее зрение.
Почему для здоровья глаз самое главное — это чистота?
Найдите информацию, почему компьютер и телевизор ухудшают зрение.
Проведите конкурс: кто больше знает упражнений зрительной гимнастики.
Ухо — орган слуха.
Найдите информацию, как можно улучшить слух.
Как вы думаете, у кого слух будет острее: у слепых людей или у зрячих? Проверьте своё предположение.
Можно ли сказать, что нужно заботиться, чтобы здоровым было не только тело, но и душа?
Головной мозг — главный орган, который управляет работой всех других органов. Что надо делать, чтобы сохранить здоровой нервную систему.
Почему мозг находится в черепе?
Можно ли сказать, что боль — это хорошо?
Как вы понимаете выражения «У него стальные нервы», «Человек без нервов»?
Какой враг для нервной системы — самый опасный?
Отдыхает ли мозг, если на перемене играть на мобильном телефоне или на планшете?
Что значит «здоровый сон», может ли сон быть нездоровым?
Найдите информацию, чем опасно недосыпание.
Придумайте способы для поднятия настроения.
Кожа. Значение кожи для человека. Гигиена кожи.
В каких местах кожа самая грубая, почему?
Есть ли на коже участки, на которых нет пор?
Проведите эксперимент: в комнате приложи к руке льдинку. Будут ли образовываться пупырышки, почему?
В 19 веке в Европе мыться считалось вредным для здоровья. Как вы думаете, почему?
Нужно ли мыть руки перед едой, если они выглядят чистыми?
Почему гигиенические принадлежности называют личными?
Опора тела и движение. Как выработать и сохранить правильную осанку.
Предположите, как бы передвигался человек, если бы у него не было костей (скелета).
Чем работа суставов похожа и чем отличается от работы мышц?
Зачем нужна правильная осанка?
Придумайте «вредные советы» (можно в стихах), как выработать правильную осанку?
Какая связь между правильным питанием и укреплением скелета?
Дыхание. Органы дыхания. Гигиена дыхания. Вред курения.
Предположите, как узнали, какое время человек может обходиться без еды, воды, воздуха. Можно ли детям самим проводить такие эксперименты, почему?
Почему во время еды не рекомендуется разговаривать?
Почему комнату перед сном нужно проветривать?
Почему во время проветривания нужно выходить из класса?
Почему дети пробуют курить?
Почему на многих школах можно увидеть табличку: «Территория, свободная от курения»?
Почему к концу занятий в классе становится не только больше углекислого газа, но и больше микробов?
Сердце. Роль здорового образа жизни в укреплении сердца.
Можно ли сказать, что сердце — это мотор организма?
Придумайте загадку про сердце.
Нарисуйте рисунки, как сохранить сердце здоровым.
Значение правильного питания для растущего организма. О вреде алкоголя.
Проведите наблюдение: записывайте в течение недели все продукты, которыми вы питаетесь. А потом сделайте вывод, является ли ваше питание правильным.
Почему не рекомендуется ужинать перед сном?
Почему завтрак важнее, чем ужин?
Какие витамины полезнее: из аптеки или натуральные (из пищи)? Почему?
Найдите информацию, зачем кроме напитков и еды организму нужна питьевая вода.
Что надо делать, если тебе предлагают попробовать алкогольные напитки?
Будет ли вред для детей от слабоалкогольных напитков, почему?
Уход за зубами.
Почему говорят: «Утром зубы чистят для красоты, вечером — для здоровья»?
Предположите, почему нельзя в один приём принимать холодную и горячую пищу. Проверьте своё предположение.
Почему бывает изо рта неприятный запах?
Нужно ли посещать врача-стоматолога, если зубы не болят, почему?
Почему люди не всегда соблюдают правила здорового образа жизни?
Пожалуйста зарегистрируйтесь