Загадки спартанского воспитания
«Бытие определяет
сознание»… Эта широко известная фраза Карла Маркса как нельзя лучше
характеризует многие явления в нашей жизни. В том числе и столь сложный
процесс, как воспитание детей…
В самом деле – от того,
где, в какой среде растёт и взрослеет маленький homo sapiens, кто и как преподаёт
ему уроки жизни, зависит и то, каким человеком он станет. И совершенно ясно,
что «дворовое» воспитание отличается от школьного и семейного, как земля от
неба!
В связи с этим понятно,
что каждый социум, каждое государство стремится к тому, чтобы как можно меньшее
количество его будущих членов и граждан росли в неполных семьях или вообще вне
семей, как можно меньше мальчиков и девочек получали уроки жизни на дне
общества и продолжали своё взросление в пенитенциарных учреждениях, сиречь в
тюрьмах и исправительных лагерях. Ни одно общество не хочет плодить социально
опасных граждан!
Однако давным-давно
один древний народ был вынужден
поступать именно так – воспитывать всех своих маленьких граждан в бандах
малолетних преступников! И нельзя сказать, что все дети этого народа поголовно
становились злодеями; напротив – считается, что представители именно этого
народа явили миру образцы высокой гражданственности и воинской доблести. То
есть, они опровергли марксов постулат о бытии и сознании.
Вот как это было…
Пеплом
гонимые
Примерно 3 300–3 200
лет тому назад в Европе разразилась одна из первых величайших экологических
катастроф. Исландский вулкан Гекла, извергнув море лавы, породил огромное
облако пепла, которое, словно черное одеяло, накрыло территории современных скандинавских
стран, Англии, Германии Австрии, Чехии и Франции.
В связи с этой трагедией
на континенте резко изменились природные условия: понизилась температура
воздуха, началась длительная засуха, уменьшились популяции диких животных. А
жизнь древних людей, и без того тяжёлая, превратилась в выживание, без малейших
надежд на улучшение в обозримом будущем.
Первобытные племена,
населявшие Центральную и Восточную Европу, в поисках лучших условий начали миграцию на юг и восток. А с Балканского
полуострова на юг, на территорию нынешней Греции, устремились племена дорийцев…
Приблизительно в XII в. до нашей эры (то есть, примерно
после 1 120 года до нашей эры) дорийские эмигранты достигли самой южной
части Греции – полуострова Пелопоннес.
Двигаясь к берегам Средиземного моря, они вошли в область Лаконию, где
меж горными хребтами Тайгес и Парнон текут воды реки Эврот. Здесь, в долине
Эврота, пришельцы решили закончить своё путешествие.
Крепость
без крепостных стен
Коренное население
Лаконии (племена ахейцев) проживало в десятках небольших посёлков, которые
древние историки незаслуженно именуют городами, и промышляло в основном охотой
и овцеводством. Нельзя сказать, что аборигены встретили переселенцев
хлебом-солью: те силой оружия принялись обращать ахейцев в рабов, которых
именовали илотами. На протяжении жизней нескольких поколений местное население
вело против захватчиков партизанскую войну, не увенчавшуюся, впрочем, успехом.
А пришельцы основали на
берегу Эврота свой город, который, благодаря его гражданам, навсегда вошел в
мировую историю. Название его известно всем и поныне – Спарта.
От других городов древности
Спарта разительно отличалась прежде всего… отсутствием крепостных стен!
Античные историки с гордостью писали о том, что Спарту лучше, чем стены,
защищала доблесть бесстрашных
спартанцев.
Но данные, полученные
современными археологами, говорят о другой причине отсутствия укреплений. Дело в том,
что первоначально Спарта представляла собой пять самостоятельных поселений,
расположенных компактной группой. Конечно же, возвести вокруг всех пяти
«кварталов» города одну крепкую каменную стену большого периметра, да ещё с
башнями и воротами, при тогдашнем уровне
развития техники было просто невозможно.
Но в Спарте (в отличие
от римского Капитолия и афинского Акрополя) не было неприступной крепости и в
центре города. Почему? Наверное, потому,
что были спартанцы… непроходимо бедны! Не имелось в городе ни амбаров с хлебом,
ни царской сокровищницы с драгметаллами.
В чём же заключался
секрет неприступности Спарты?
Самой главной
защитницей столицы Лаконии была непобедимая спартанская армия!
Бесстрашные
воины Спарты
Полноправных граждан в Спарте было
немного – порядка 9 000 семей. (Илотов и неполноправных граждан было
гораздо больше – более 350 000). При таком численном неравенстве каждый
взрослый спартанец обязан был стать воином, защитником своей родины. Причём, не
просто солдатом, а Солдатом – отважным, умелым, хорошо вооружённым,
дисциплинированным, и в то же время – инициативным и находчивым.
Тут надо сказать, что
прочие греческие города-государства (Афины, Фивы, Милет и т. д.) также имели армии
не в пример многочисленнее спартанской. Однако именно спартанское войско долгие
века считалось самым сильным в Греции, а спартанцы небезосновательно слыли
лучшими солдатами.
В чём же секрет
непобедимости спартанцев?
Ликург
и новорождённые
В IX в. до нашей эры, когда спартанцы с
боями обживались в завоеванной Лаконии, жил в Спарте некий гражданин по имени
Ликург. Вполне возможно, что был он, как и все его соплеменники, солдатом.
Древние историки утверждают, что Ликург побывал в различных странах, где изучал
тамошние законы и обычаи, а вернувшись домой изменил государственное устройство
Спарты, превратив её в непобедимую военную машину.
Одним из краеугольных
камней ликурговых нововведений была система воспитания детей – будущих воинов –
которая позже вошла в историю как спартанское воспитание.
Основа спартанского
воспитания заключалась в том, что она была государственной, то есть
обязательной для всех 9 000 спартанских семей. И начинала она действовать
уже с первых минут после рождения ребёнка.
Новорождённого несли к
старейшинам, которые производили, как сейчас сказали бы первичный медосмотр.
Если «специалисты» не находили у младенца видимых физических изъянов, то его
возвращали родителям, и счастливый отец возвращался с сыном на руках домой.
Если же малыш имел какие-либо отклонения от «нормы», например, замедленные
рефлексы, то судьба его была недолгой и трагичной.
Легенды говорят, что таких
детишек сбрасывали в пропасть, но, как установили археологи, в действительности
все было иначе. «Плохого» ребёнка просто относили в лес и оставляли там, а
голод и дикие звери прекращали его жизнь.
Впрочем, обычай избавляться от
«лишних» детей, существовали у многих древних народов, а кое-где практиковался
ещё лет 100 назад.
Детство,
проведённое в стае
До семи лет ребёнок рос в семье. Родители обязаны были
преподать сыну или дочери первые уроки патриотизма и следить за тем, чтобы отпрыск
ненароком не покалечился во время игр. А на восьмом году жизни отец приводил
сына к «главному воспитателю» – педоному. Древнегреческий автор Ксенофонт
писал, что должность педонома считалась одной из важнейших в Спарте и педономам
«позволено занимать самые высокие должности в государстве».
Здесь отец прощался с
сыном, а педоном приводил ребёнка в агелу (в переводе с греческого это слово значит
«стая») – группу мальчиков примерно одного с ним возраста. Вот в этой-то стае
на протяжении пяти дальнейших лет и рос мальчишка. Одежда ему полагалась самая
простая – набедренная повязка, еда – сухари да вода, а кроватью служила охапка
соломы. А о том, как была поставлена воспитательная работа в агелах, поведал древний
историк Плутарх.
«Он (Ликург) всех детей, воспитывал их сообща, приучал к совместным
играм и учёбе. Во главе агелы он ставил того, кто был самым сообразительным и
храбрее других в драках. Дети во всём брали с него пример, исполняли его
приказы, терпели наказания, так что всё обучение заключалось в том, чтобы
воспитать в детях повиновение. Старики наблюдали за их играми и, постоянно
внося в их среду раздор, вызывали драки: они внимательно изучали, какие задатки
храбрости и мужества заключены в каждом, храбр ли мальчик и упорен ли в драках.
Грамоте они учились только в пределах необходимости. Все же остальное
воспитание заключалось в том, чтобы уметь безоговорочно повиноваться, терпеливо
переносить лишения и побеждать в битвах». И далее. «По мере того как они подрастали, их воспитывали всё более сурово,
стригли коротко, приучали ходить босиком и играть нагими».
Итак, драки и ссоры –
основа спартанского воспитания. Детям запрещалось жаловаться на обидчиков и
обращаться за помощью к взрослым. Зато приветствовалось воровство (чаще всего
пищи) и… нападения на поселения рабов с хулиганскими целями.
Девочки также
воспитывались в «девчачьих» агелах, но условия существования там были несколько
мягче, чем у парней: здоровью будущих матерей спартанцы придавали большое
значение.
Начальная
подготовка воина
С 12 лет наступал новый
этап обучения и воспитания молодых спартанцев. Теперь подростки вступали в илы
(отряды) во главе с иренами. Это были, как правило, старшие по возрасту юноши,
которые получали задания от педонома. Вновь откроем Плутарха…
«Когда им исполнялось 12 лет, они
переставали носить хитон, получая раз в год плащ, ходили грязными, не умывались
и не умащали ничем тело, за исключением нескольких дней в году, когда им
разрешалось пользоваться всем этим. Спали они вместе по илам и агелам на
связках тростника, который они сами приносили себе, ломая голыми руками
верхушки тростника, росшего по берегам Эврота. Зимой они подкладывали так
называемый ликофон, мешая его с тростником, так как считали, что это растение
согревает».
А
вместо драк и ссор начинались вполне взрослые занятия по военной подготовке.
Сначала подростки отрабатывали приёмы владения оружием – мечом и копьём – и
рукопашного боя. Затем начинались, как сказали бы сейчас марш-броски с полной
выкладкой – скоростные передвижения в составе воинского подразделения. И,
наконец, юные спартанцы учились быстро выстраивать фалангу и действовать уже в
её составе.
Здесь
было важно научиться ходить в ногу и держать равнение в шеренгах. Это легко
делать на плацу, а попробуйте-ка пройти длинной шеренгой по склону горы или по
каменной осыпи! Также учились быстро перестраиваться, увеличивая или уменьшая
число шеренг в фаланге, вести бой молча, чтобы слышать команды начальников,
прикрывать щитом товарища, стоящего в строю слева.
Параллельно
с действиями в составе фаланги изучались и отрабатывались на практике различные
военные хитрости (действия в засаде, в разведке, допрос пленных).
Кроме
того, будущие солдаты учились говорить кратко и по существу, то есть развивали
умение говорить лаконично: краткость и недвусмысленность получаемых и
отдаваемых приказов ценится в любой армии мира до сих пор.
Особое
внимание было уделено воспитанию чувства социального превосходства по отношению
к рабам. Плутарх пишет: «Так они
(спартанцы) заставляли илотов пить в большом количестве не смешанное вино и, … показывали юношам, насколько отвратителен
порок пьянства. Они заставляли их петь непристойные песни и танцевать
безобразные танцы: танцы и песни, бывшие в употреблении среди свободных, илотам
были запрещены».
Был
в Спарте и ещё один обычай, вызывающий отвращение даже у современников. Илам
старших юношей поручалось проведение криптий – санкционированных государством
тайных убийств илотов. По мнению воспитателей, эти мероприятия должны были
показать ловкость, хитрость и военную подготовку молодых воинов.
Жизнь
спартанского солдата
К 20 годам наступал третий этап в
воспитании юноши. Государство выделяло ему надел земли и несколько семей
илотов. Все наделы были примерно одинаковыми по урожайности, чтобы никто не
позарился на чужое богатство.
Илы расформировывались, а вместо них
создавались сисситии – небольшие подразделения,
численностью 16 человек. Четыре сисситии составляли эномотию – в переводе с
греческого «братство» – подразделение фаланги численностью в 64 воина.
Законы Ликурга ограничивали права
молодого воина. Так, он не мог заключать денежные договоры на крупные суммы,
приобретать недвижимое имущество, занимать командные посты в армии и
государственные должности. Зато у юного солдата, как и в любой, даже
современной армии была куча обязанностей.
Первая и главная – несение караульной
службы. Это очень тяжёлая (даже в наш век!) служба – долгая, монотонная, но
требующая неослабного внимания и терпения. Вторая обязанность – участие в
военных походах. Спарта не только подавляла восстания рабов, но и вела весьма
активную внешнюю политику, и отряды солдат с буквой «Λ» на щитах частенько
маршировали по греческим, малоазийским, сирийским и египетским дорогам.
Ещё молодые воины осуществляли надзор
за илотами (рабы не горели желанием хорошо работать), несли конвойную службу,
выполняли функции курьеров и т. д.
Только в 30 лет воспитание спартанца
считалось завершённым. Он обзаводился семьёй, своим домом, мог полностью
распоряжаться имуществом, занимать командирские и государственные должности.
Над
чем стоит подумать
Итак, государство
уделяло воспитанию каждого спартанского гражданина 23 года (30 – 7 = 23).
Кажется, что это очень большой срок.
Но давайте вспомним,
как мы, современные взрослые люди относимся к 18 или 20-летним юношам и
девушкам. Мы весьма снисходительно именуем их мальчишками и девчонками! Как мы
называем молодого специалиста 23–25 лет, пришедшего на производство после
окончания вуза? Салага, пацан, молодой – вот далеко не полный список эпитетов,
которыми его характеризуют. И так мы говорим о специалисте с высшим
образованием, изучившем огромное количество научных премудростей!
Получается, что мы видим
перед собой 25-летнего человека, только начинающего постигать основы жизни.
Стоит ли удивляться тому, что спартанцы также считали 25-летнего парня ещё не
совсем готовым к жизни в обществе?
А вот ещё одна деталь,
заставляющая нас задуматься. Современного солдата учат 1–2 года, и за это время
он успевает изучить сложную военную технику. Спартанский солдат учился… 18 лет!
Причём ни сложных приборов, ни мощных танков, ни дальнобойных орудий он не
изучал. Вопрос: какой солдат был подготовлен лучше в физическом и
психологическом плане – наш 20-летний пацан или 20-летний спартанец?
Следующий момент, над
которым, по-моему, также стоит подумать, касается «криминального» детства.
Современный подросток, чьё детство волею судьбы, прошло в преступной среде – в
банде хулиганов или на зоне для малолеток – вряд ли сможет стать хорошим
солдатом. Спартанцы же все прошли через бандитские агелы и илы, и все в
последующем стали отличными солдатами.
Тут впору спросить себя: а так ли уж точно бытие определяет сознание?
Древняя Спарта создала
уникальную систему воспитания молодёжи. Целью всего процесса воспитания была
подготовка отличного солдата.
Однако, все попытки
массово, на государственном уровне повторно ввести данную систему в более
поздние времена провалились с треском. Нет, закалять подрастающее поколение
холодом, голодом, отсутствием одежды и суровыми наказаниями, конечно же, можно.
Например, кампучийские красные кхмеры именно так растили будущих бойцов для
своей революции.
Но вот почему-то из
голодных, голых и замордованных детей вырастали, в лучшем случае дистрофики, а
в худшем – преступники.
Вот в этом и
заключается главная загадка спартанского воспитания: как же в Спарте умудрялись
воспитывать великолепных воинов?
Андрей
Данилов
Пожалуйста зарегистрируйтесь