Особенности урока физической культуры. Из опыта работы

Дети любят порядок, дисциплину и не любят хаос и неорга­низованность. Задача учителя состоит в том, чтобы приучить учащихся к определённому порядку прохождения урока: на­чало, подготовительная часть, заключительная. Каждая часть имеет свои особенности, которые мы и рассмотрим.

 

Начало урока

Многие учителя не пускают детей, особенно младших и сред­них классов, на перемене в спортивный зал, мотивируя это тем, что им (учителям) надо отдохнуть. Дети «разряжаются» в раздевалке или коридоре в бессмысленной возне, беготне и т. п. После перемены, проведённой подобным образом, их трудно организовать на урок, и учитель тратит много сил и энергии на то, чтобы настроить детей на новую деятельность.

На наш взгляд, разумнее использовать перемену для самостоятельных занятий учащихся в зале, где находится основной спортивный инвентарь: мячи, баскетбольные и волейбольные, скакалки, обручи, штанга, гири и гантели. Учитель, присутствуя в зале, ещё и осуществляет контроль: следит за соблюдением установленного порядка, помогает тренирующимся, обеспечивает безопасность. Со звонком или по команде учителя весь ин­вентарь убирается по местам, класс строится перед учителем в шеренгу, а затем организованно покидает зал.

Мастерство учителя заключается в умении сочетать в процессе обучения постоянное и неизменное, с элементами но­визны. В начале урока класс всегда строится на одном и том же месте в зале. Постоянно происходит один и тот же ритуал: приветствие, объяснение задач урока, команда «Направо! Бегом марш!» Но вот учитель даёт другую команду: « Налево! Бегом марш!» или «Класс, прямо шагом марш!» Дети по привычке поворачиваются направо и начинают движение в колонне по одному и не вслушиваются в слова учителя. Последующие за действиями учащихся ошибки и смех – всё это создаёт атмосферу непринужденности в сочетании с благоприятным психологическим настроем.

Хорошее начало урока – игра «Класс, смирно!» Причём чем старше дети, тем с большим удовольствием они играют и с мень­шим удовольствием проигрывают. Задача учителя – «помочь» ошибиться максимально большему количеству учащихся. В любом случае результат положительный. Если много проигравших – значит, учащиеся не внимательно слушали учителя и есть резерв для роста; если проигравших мало – класс внимателен к словам педагога, поэтому можно переходить к более сложным заданиям.

На уроке нет мелочей. На качество урока влияет всё: от вы­ражения лица учителя до тембра его голоса. Есть хорошее пра­вило: прежде чем что-то делать, нужно чётко, внятно и кратко объяснить детям свои требования. Если класс построен в одну шеренгу, а учитель стоит перед первой пятёркой учащихся, то стоящие в конце шеренги не слышат объяснения и начинают разговаривать, переминаться, толкаться. Начало урока под угрозой срыва... Объяснять надо так, чтобы слышал весь класс. Например, перед бегом необходимо обговорить заранее все возможные нарушения: нельзя обгонять, срезать дистанцию, выбегать из строя и т. д.

Учитель во время бега располагается в углу зала, возле которого класс строился. Стоять надо так, чтобы видеть каждого ученика, пробегающего мимо, иметь с каждым зрительный контакт. В этот момент учитель может подсказать направляю­щему темп бега или смену его направления, похвалить од­ного, указать на нарушения другому. Результатом будет полная отдача детей на уроке. Кроме того, глядя на лица учащихся, пробегающих мимо, можно заметить признаки уста­лости и быстро на них отреагировать: остановить ученика, предложить ему перейти на ходьбу и т. п.

Дети редко утомляются от физических нагрузок, однако их утомляют монотонность, однообразие. Разминка начинается с бега – с самого монотонного движения, которое необходимо разнообразить. Хорошим стимулом является обозначение длины дистанции: количество кругов по залу или количество метров. В стандартном школьном зале площадью 12 x 24 м один круг в среднем составляет 50 м. Перед пробежкой необходимо чётко объяснить классу вид бега (в колонне по одному, по два и т. д.), направление бега (противоходом, по диагонали и т. д.) и расстояние (10 кругов против часовой стрелки, 10 кругов по часовой – 1 км).

Более высокая степень организации класса – постановка усложнённой задачи перед беговой частью урока, например, пройти 10 шагов, пробежать один круг против часовой стрелки (или в другом указанном направлении) затем по диагонали от учителя и направо, затем по диагонали от учителя и налево, один круг приставным шагом правым плечом вперёд, один круг приставным шагом левым плечом вперёд, один круг спиной вперёд и один круг пройти шагом. Во время выполнения такого задания основная масса детей думает, как показывает практика, о правильности сво­их действий, подсказывает направляющему, таким образом, активно уча­ствуя в разминке.

Можно начать урок и по-другому. После объяснения задач урока класс поворачивается направо и встаёт парами. Так, в колонне по два, учащиеся бегут по залу. Одну колонну можно пустить по часовой стрелке, другую – против неё и тогда дети поневоле ускоряют темп.

Ещё один вариант. Класс бежит парами, одна колонна получает № 1, другая – № 2. По первому свистку учителя коман­да № 1 поворачивается кругом и в колонне по одному бежит в противоположном направлении. Сравнявшись с учениками колонны № 2, учащиеся колонны № 1, поворачиваются кругом и продолжают движение в две колонны. По второму свистку то же самое делают учащиеся колонны № 2.

Этот вариант можно усложнить. Класс рассчитывается на первый-второй. Во время бега в колонне по одному по первому свистку (или жесту учителя – поднят палец) первые номера на ходу делают шаг влево, поворачиваются кругом и в колонне по одному продолжают движение в обратном направлении. При встрече со своими вторыми номерами ученики колонны № 1 встают рядом со своими вторыми номерами и продолжают движение. По второму свистку или жесту учителя то же самое делают вторые номера.

Еще один способ сделать интереснее однообразное упражнение. Класс также рассчитывается на первый-второй и бежит в колонне по одному с расстоянием друг от друга 1–1,5 м. По свистку (или жесту учителя) вторые номера ускоряют бег и с левой стороны обгоняют свой первый номер, встают перед ним и продолжают движение. По второму свистку (жесту учителя) то же делают вторые номера.

В младших классах целесообразно предлагать игровые задания: бег по бревну через «болото» (бежать строго по линии волейбольной разметки), «бег самолетиком» (руки в стороны), птицей и т. д. Дети этого возраста любят знакомую им ещё с детского сада игру «Светофор».

Однако вводить элемент игры нужно не всегда. Иногда классу просто даётся установка пробежать (отработать) необходимую дистанцию, но с чётко поставленной задачей: подготовка к зачёту, развитие выносливости и т. д.

Вариантов много, но главное – поменьше муштры и побольше осмысленности в действиях.

 

Разминка

Однообразно повторяющиеся из урока в урок рывки руками и приседания учащиеся называют зарядкой. Такая зарядка носит ритуальный, дисциплинирующий характер и не несёт ни смысловой, ни физической нагрузки.

Динамичная, эмоциональная и неожиданная по содержанию разминка длительностью 5–7 минут с упражнениями, активизирующими различные группы мышц, быстро приводит учащихся в рабочее состояние.

В организационном плане очень важен переход от беговой части урока к разминке. Рассмотрим несколько его вариантов.

Разминку можно проводить с предметами: скакалками, гимнастическими палками, набивными мячами, гантелями и т. д. После бега класс выполняет ходьбу в колонне по одному и останавливается перед стеллажами, где находится инвентарь (гимнастические палки в открытом вертикальном ящике, гантели и мячи на полках, скакалки на откидной вешалке). Проходя мимо стеллажа, каждый ученик берёт снаряд, и класс продолжает движение. Если на первых порах класс плохо выпол­няет это задание, его повторяют, и уже после 2–3 уроков ребята организованно, не толкаясь и без шума, разбирают снаряды. Иногда больше времени требуется, чтобы научить учащихся организованно разбирать баскетбольные мячи. Во избежание толкотни и шума, нужно иметь одинаковые и хорошо накачанные мячи и запретить учащимся ударять мячом без команды учителя. Нарушитель этого правила может быть оштрафован и на 2–3 минуты остаться без мяча.

Если после разминки предполагается провести эстафеты, то класс сразу перестраивается в колонну по три или четверо (в зависимости от числа учащихся и размера зала). Можно нанести разметку для перестроения в виде кругов, и тогда каждый быстро сможет занять своё место. Вместе с тем, следует учитывать, что излишняя разметка на полу делает его похожим на детскую площадку и чаще мешает детям.

Более высокий уровень организации детей на уроке – самостоятельное перестроение.

Менее интересны, по мнению детей, для выполнения общеразвивающие упражнения без предметов, Однако учитель, постоянно меняя форму выполнения упражнений, может активизировать действия учащихся. Например, класс построен в шеренгу на боковой линии волейбольной разметки. После выполнения одного или двух упражнений на месте класс выполняет поворот направо и пробегает один круг. Затем каждый учащийся занимает своё место и выполняет следующие два упражнения, а потом снова пробежка и так дальше до конца комплекса. В конце разминки выполняются отжимания в чередовании с пробежкой: пять отжиманий и один круг пробежка, затем четыре отжимания и снова пробежка и т. д. Обязательное условие – класс пробегает круг строго в колонне по одному и в полном составе. Количество упражнений и отжимания учитель дозирует в зависимости от уровня подготовлен­ности класса.

При выполнении общеразвивающих упражнений считаем целесообразным напоминание учителя об оздоровительном воздействии упражнений на весь организм в целом и на отдельные органы или группы мышц в частности.

Оживление в разминку вносит использование так называемых упражнений-«ловушек», заставляющих учащихся быстро реагировать на ситуацию, например, из исходного положения упор присев, быстро, не отрывая рук и ног от пола, выпрямить ноги. Дети, как правило, принимают положение упор лёжа и только один или два ученика в классе принимают правильное положение: упор стоя, согнувшись; или из исходного положения ноги врозь, руки в стороны, быстро, сгибая левую ногу, наклониться к правой ноге. Вариантов много: и смена мест между упражнениями, и ускорение счёта и т. д. Главное в разминке – исключить лишние перестроения, длинные объяснения, продолжительное исполнение упражнений и большие паузы между ними.

Важно не потерять темпа в конце подготовительной части, чтобы плавно и естественно перейти к основной части урока. Дети привыкают к определённому порядку, а главное, укрепляются в осознании значения каждой части урока, если они разделены между собой.

После разминки пять минут необходимо уделить развитию физических качеств (силовая подготовка). Набор упражнений на развитие основных групп мышц (пресса, спины, рук и ног) зависит от материальной базы школы, а также от расположения инвентаря в зале. Силовую подготовку можно проводить и без дополнительного оборудования. Девушки и юноши занимаются силовой подготовкой в разных местах зала. Учитель называет упражнения, порядок их выполнения, дозировку, а учащиеся самостоятельно тренируются. Например, девушки тренируют мышцы спины и пресса в парах на скамейке (одна выполняет, другая держит её за ноги), затем в колонне по одному прыжками на двух ногах пе­репрыгивают скамейку от начала и до конца. В это время юноши на гимнастической стенке тренируют мышцы пресса, поднимая прямые ноги до прямого угла и выше; затем работают над мышцами спины: повиснув лицом к стенке, подтягиваются на перекладине (три подхода разным хватом). Время от времени задания меняются полностью или варьируются.

На следующем уроке группы меняют местами: юноши на скамейке выполняют упражнения для пресса и спины, прыжки с отягощением (набивной мяч), а девушки тренируются на гимнастической лестнице и подтягиваются на низкой перекладине. Упражнения на перекладине можно заменить ходьбой на руках («тачка»), постепенно увеличивая дистанцию.

Хорошим стимулом для силовой тренировки являются ориентиры в каждом виде силовых упражнений. Например, при тренировке мышц брюшного пресса на гимнастической стенке нужно носками достать стенку за головой и т. д.

В силовую подготовку можно включить множество различ­ных упражнений, но желательно оставить неизменным поря­док проведения силовой подготовки: занятия по группам и в разных концах зала. В игровых видах (баскетбол, волейбол и др.) удобно проводить силовую подготовку по следующей схеме:

– юноши играют, девушки тренируются, и наоборот;

– две команды играют, остальные тренируются и др.

Главным условием успешного проведения силовой подготов­ки является систематичность, т. е. её обязательное проведение на каждом уроке. Этим учитель на практике показывает детям важность физической подготовки, постепенно мотивируя их, озвучивая динамично растущие результаты. Соревнуясь друг с другом, а главное, с самим собой, учащиеся не замечают, как класс постепенно превращается в коллектив единомышленников.

 

Основная часть урока

Обучение двигательным умениям должно стать самым увлекательным занятием на уроке физкультуры. Ребёнку для его развития постоянно требуется не только интеллектуальная информация, но и двигательная.

Каждый учащийся должен получить шанс для реализации своих способностей на уроке физической культуры и здоровья, посредством различных видов спорта.

Класс обучается на уроке новому, повторяет и совершенствует ранее изученное. Здесь вряд ли можно что-то добавить к сло­вам К. Д. Ушинского: «Привязывать к старому, уже твёрдо укоренившемуся, всё изучаемое вновь – это такое педагогическое правило, от которого, главным образом, зависит успех всякого обучения. Хорошая школа, кажется, только и делает, что повторяет, а между тем знания учеников быстро растут...»

Обучение двигательному навыку проходит по известной схеме: показ и краткое объяснение основ техники движения – первые пробные попытки – исправление ошибок – повторение и совершенствование. Нет необходимости изучать техники движения, да и времени на обучение явно мало. Обучать навыку желательно в целом, не расчленяя его на составные части, чтобы ученик мог схватить движение сразу, постепенно отбрасывая лишнее, неправильное. Для обучения используются ра­нообразные способы организации: поточный, фронтальный, групповой, но наиболее эффективен самостоятельный. После показа учащиеся тренируются самостоятельно, а учитель время от времени контролирует их и корректирует выполнение. После 3-5 минут самостоятельных занятий учитель предлагает некоторым учащимся показать изучаемое движение. Учитель указывает на ошибки, отмечает отличившихся. Хорошо, если изучаемое движение или элемент можно на этом же уроке закрепить в игре или соревновании. Тогда можно говорить, что урок физкультуры состоялся. После 2–3 уроков тренировки сдаётся зачёт по технике движения на этом этапе обучения.

Оценивать технику двигательного навыка нужно только положительной отметкой. Все учащиеся сдают зачёты по технике двигательного навыка: ведение и бросок баскетбольного мяча в корзину, техника прыжка в высоту способами «перешагивание» и «перекидной», кувырки, стойки, висы и упоры в гимнастике и т. д.

Главный принцип обучения: не умел – научился – применил. Если же учитель замечает и отмечает динамику обучения, то урок физкультуры становится для ученика постоянным источником радости. Для педагога очень важно замечать каждого ученика на уроке, особенно в момент самостоятельного совершенствования техники движения, подсказывать, поправлять, отмечать малейшую результативность, положительную динамику. В итоге класс начинает переживать за отстающего, подсказывать, помогать, а помогая товарищу, учащийся сам быстрее осваивает новое. Дети должны чувствовать заинтересованность учителя в результатах своего труда, тогда отдача на уроке не замедлит сказаться. Чтобы процесс обучения состоялся, необходимы два условия: чтобы ученик хотел и чтобы учитель умел.

В основной части урока обязательно должна присутствовать игра: спортивная, если дети достаточно хорошо подготовлены; подвижная игра (в младших классах). На уроках гимнастики это может быть показ упражнений, соревнования между отделениями и т. д. Урок без игры превращается в нудную работу, которую дети не могут выполнять долго и тем более качественно.

Обучая детей, учитель учится сам и процесс самообразования, совершенствования профессиональных умений происходит постоянно.

 

Заключительная часть

Заканчиваться урок должен организованно. Опытные учителя говорят: «Как закончился урок, так начнётся и следующий в этом классе». В значительной мере это действительно так. Построив детей, учитель подводит итоги урока, хвалит класс или отдельных учеников, обозначает резервы для совершен­ствования. На этом урок заканчивается.

 

Какой темп на уроке является оптимальным?

Если исходить из интересов класса в целом, можно определить сред­ний темп, более или менее удовлетворяющий всех. В наилуч­шем положении окажется группа средних уче­ников, на которых и рассчитан этот принудительный темп, в худшем – группа, которую этот темп сдерживает, и в самом негативном – группа слабых учеников, для которых он непосилен. Названные группы состоят из учащихся, имеющих собствен­ный темп мышления и деятельности, поэтому необходимо стре­миться к тому, чтобы каждый ученик работал в меру своих спо­собностей, т. е. в оптимальном для себя темпе. Если коллективная работа с участием всего класса строит­ся на началах принудительного среднего темпа, то для компен­сации пробелов знаний у сильных и слабых учащихся существу­ет самостоятельная работа по индивидуальным планам.

 

Оценка на уроке

Физкультура, возможно, является единственным предметом, где любой ученик, независимо от физических данных, может быть отличником. Постоянно показывая каждому положительные сдвиги в освоении двигательных навыков или в развитии физических качеств, учитель приходит к принципу оценки действий ребенка: в начале урока не умел, в конце урока научился.

Если учащийся на уроке не учился, виноваты в этом только учитель и его система работы. Физическая культура и здоровье – учебный предмет, где не может быть принудительных домашних заданий. Если же учитель сумел своим уроком заинтересовать, подвигнуть детей на совершенствование своих

физических и двигательных возможностей и после урока, его с полным правом можно назвать профессионалом.

Конфликты на уроке

Качественная организация урока – основа хорошей дисциплины и результативности в работе. Дети редко сознательно нарушают дисциплину. Время, в течение которого ученик не занят на уроке, он может использовать для баловства. Однако при любой организации урока конфликты могут иметь место. Всякий конфликт легче предупредить, чем исправить.

В начале учебного года на первом уроке учитель знакомит класс с основными правилами поведения в спортивном зале, правами и обязанностями как ученика, так и учителя. Принцип простой – что не запрещено, то разрешено. Но то немногое, что запрещено, например опоздание на урок, несоблюдение формы одежды, гигиенических требований и т. п., должно соблюдаться неукоснительно.

Для воздействия на ученика не должно быть иных рычагов, кроме интереса к уроку и хороших личных взаимоотношений с учителем. Японцы, например, считая гордость и достоинство самыми мощными стимулами человеческого поведения, проявляют заботу о «сохранении лица» своих учеников, деликатны в общении с ними. Критика, по их мнению, ведёт к улучшению результатов лишь при следующих условиях: если её высказывает человек, пользующийся доверием и уважением критикуемого; если она проявляется в особых случаях, а не является повседневной и привычной; если она высказывается в товарищеском тоне и не носит грубой и враждебной формы.

Если конфликт всё-таки случился, его разбор лучше отложить на некоторое время (до конца урока, а лучше на следующий день). Допустивший оплошность учитель должен извиниться первым. От этого уважение к нему только усилится. Для виноватого ученика бывает достаточно индивидуальной беседы с учителем, чтобы инцидент был исчерпан.

Дети болезненно реагируют на малейшее проявление необъективности, несправедливости по отношению к ним, в особенности со стороны учителя. Например, наказать мешающего вести урок ученика можно оценкой, дав задание, выполнение которого представляет для него трудность. Если же ученик, вопреки прогнозам учителя, выполнил упражнение, учителю, ничего не остаётся, как оценить его заслуженно.

Вряд ли процесс обучения детей может обходиться без по­ощрения и наказания. Если способы поощрения на уроке хорошо известны (высокая оценка, внимание учителя, похвала и т. п.), то с наказанием дело обстоит сложнее.

В любом случае учитель никогда не должен жаловаться на своего ученика. Жалоба – признак слабости. Единых рецептов нет. Если учащийся после инцидента изменил своё отношение, учителю следует сделать вид, что ничего не случилось.

Ничто так не разлагает дисциплину, как неработающий учитель.

Учитель, любящий профессию, постоянно совершен­ствует своё профессиональное мастерство. Ещё Сократ говорил: «Разве не видишь, управлять музыкантами, певцами, танцов­щиками никто, не знакомый с этим делом, даже и не возьмётся, точно так же, как борцами и кулачными бойцами».

Одним из важнейших факторов предупреждения конфликт­ных ситуаций является оптимальный психологический режим урока: создание у класса настроения, при котором все учащиеся охотно, энергично, даже весело и в то же время спокойно и ровно работают на протяжении всего урока. Такому режиму спосо6ствует хорошее рабочее настроение учителя, его благожелательное отношение к учащимся и, конечно, способность вселять оптимизм, умение ш

 
Отзывы могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста зарегистрируйтесь