ФОРМИРУЕМ ЗДОРОВЬЕ БЕЗ ТРАВМ

Виктор Овчаров,

старший преподаватель ИППК БГУФК

 

ФОРМИРУЕМ ЗДОРОВЬЕ БЕЗ ТРАВМ

Многолетний опыт позволяет сделать вывод, что одним из самых проблемных направлений в работе школьного учителя физической культуры и здоровья является травматизм на учебных и внеурочных занятиях. Содержание учебного предмета «Физическая культура и здоровье» позволяет организовать оптимальную жизненно необходимую двигательную активность учащихся, в то время как на учебных занятиях возникают причины школьного спортивного травматизма.

Анализ травм, полученных учащимися во время учебных занятий и спортивно-массовых мероприятий, позволяет выделить несколько групп причин травматизма. Среди них ведущее место занимают организационные недостатки при подготовке и проведении учебных занятий. Из них можно выделить такие как несоблюдение требований Устава учреждения образования (правила внутреннего распорядка для учащихся, правила внутреннего трудового распорядка для педагогических работников), нарушения правил эксплуатации спортивного оборудования и инвентаря, самовольное изменение содержания учебных программ, многочисленность занимающихся (IIIII класса одновременно) в спортивном зале, неорганизованная смена мест занятий, бесконтрольный переход к месту занятий и обратно, самостоятельные занятия без учителя и др.

Особое место среди причин травматизма занимают ошибки в методике организации и проведения учебных занятий, а именно – нарушения дидактических принципов обучения, отсутствие индивидуального подхода, игнорирование возрастно-половых особенностей и состояния здоровья учащихся, их уровня физической подготовленности.

Значимой причиной травматизма является несвоевременность и низкая эффективность ежегодных медицинских обследований учащихся. Как правило, им выдают медицинские справки о состоянии здоровья без определения функционального состояния организма.

Также к причинам травматизма можно отнести неудовлетворительное санитарно-гигиеническое состояние спортивных залов и открытых площадок, например, отсутствие вентиляции, недостаточная освещенность мест занятий, повышенная запыленность, недопустимо низкая температура воздуха в раздевалках и спортивных помещениях, особенно в зимний период.

Две группы причин школьного спортивного травматизма:

1.     Причины организационного характера:

– отсутствие должной квалификации учителя;

– нарушение санитарных правил и норм организации образовательного процесса;

– отсутствие контроля со стороны администрации учреждения образования за организацией физического воспитания учащихся;

– низкая эффективность прохождения учащимися ежегодного медицинского обследования;

– малоподвижный образ жизни учащихся (гипокинезия);

– многочисленность занимающихся  в спортивном зале (II-III класса одновременно);

– проведение учебных занятий в неприспособленных для этого местах;

– отсутствие или недостаточное количество физкультурного и спортивного инвентаря и оборудования;

– использование в образовательном процессе спортивного оборудования и инвентаря с дефектами.

2.     Причины методического характера:

– нарушения дидактических принципов обучения;

– несоблюдение основ методики физического воспитания учащихся (нарушение структуры учебного занятия, недостаточная эффективность подготовительной и заключительной частей урока, отсутствие взаимосвязи между уроками, несоблюдение последовательности этапов формирования двигательных умений и навыков);

– игнорирование возрастно-половых особенностей и состояния здоровья учащихся, их уровня физической подготовленности;

– предъявление завышенных требований к учащимся;

– недостаточно продуманный подбор и чередование физических упражнений;

– несоответствие величины физических нагрузок реальному уровню физической подготовленности учащихся.

В каждом учреждении общего среднего образования можно наблюдать свою группу причин травматизма. Знания этих причин позволяют выработать и реализовать на практике стратегию профилактических мер по предупреждению школьного спортивного травматизма. Предлагаю рассмотреть этот вопрос с позиции руководителей учреждения образования.

К сожалению, так сложилось, что в системе образования в течение ряда лет отсутствуют нормативные правовые документы, регламентирующие правила безопасного поведения учащихся на занятиях по учебному предмету «Физическая культура и здоровье». В некоторых случаях педагогам рекомендуется использовать Правила безопасности проведения занятий физической культурой и спортом, утвержденные Постановлением Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 06.10.2014 № 61. Однако данный документ к образовательному процессу никакого отношения не имеет, а направлен на  создание травмобезопасных условий при проведении спортивных, спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий. То есть, им можно пользоваться только при проведении со школьниками внеурочных и внешкольных спортивных соревнований и физкультурно-оздоровительных мероприятий.

А как же быть учителю при проведении уроков физической культуры и здоровья?

Ситуация не безнадежная. Для начала обратимся к Закону Республики Беларусь «Об охране труда», статья 17 которого обязывает работодателя (в нашем случае – директора):

принимать меры по сохранению жизни и здоровья работающи;

осуществлять обучение, стажировку, инструктаж и проверку знаний работающих по вопросам охраны труда.

Кроме указанного, директор несёт ответственность за принятие локальных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда. Здесь речь о разработке и утверждении инструкций по охране труда педагогических и непедагогических работников учреждений образования. Инструкции по охране труда разрабатываются с учётом специфики преподаваемого учебного предмета. При принятии на работу на должность «учитель» с педагогическим работником проводится вводный и первичный инструктаж на рабочем месте в соответствии с утверждёнными директором инструкциями по охране труда. Повторные инструктажи проводятся с периодичностью не реже одного раза в шесть месяцев. Все инструктажи вносятся в Журнал регистрации инструктажа по охране труда. Таким образом, обеспечивается право учителя на охрану труда.

Однако даже при своевременном прохождении различного рода инструктажей учителю бывает довольно сложно организовать образовательный процесс без такого документа, как Правила безопасного поведения учащихся на занятиях по учебному предмету «Физическая культура и здоровье». Тем более, что учебные программы предполагают изучение правил безопасного поведения во время учебных занятий по различным видам спорта. Как поступать учителю в этой ситуации?

Ответ на этот вопрос довольно прост и заключается в следующем. В каждом учреждении общего среднего образования учителя физической культуры и здоровья самостоятельно разрабатывают Правила безопасного поведения учащихся на учебных занятиях по легкой атлетике, гимнастике и акробатике, спортивным играм, лыжным гонкам и т. д. (для каждого вида спорта – отдельные правила). Директор утверждает эти правила, и они приобретают статус локального нормативного акта. Данные правила вывешиваются на доступных для учащихся местах, а также используются учителем в качестве учебного материала при разработке планов-конспектов уроков по различным разделам учебных программ.

В качестве примера предлагаю читателям несколько вариантов Правил безопасного поведения учащихся, на основе которых можно разработать аналогичные документы для своего учреждения образования.

 

Правила безопасного поведения учащихся на учебных занятиях по лёгкой атлетике

Общие требования к учащимся:

– к учебным занятиям по лёгкой атлетике допускаются учащиеся основной и подготовительной медицинских групп только в спортивной одежде и обуви;

– наручные часы, браслеты, цепочки и другие украшения необходимо снять до начала занятий;

– при выявлении обстоятельств, которые могут нести угрозу жизни и здоровью учащихся, немедленно прекратить занятия и сообщить об этом учителю;

– при ощущении недомогания или получении травмы прекратить занятие, сообщить об этом учителю и, при необходимости, обратиться к медработнику школы;

– во время учебных занятий необходимо соблюдать порядок и дисциплину, выполнять поручения и команды учителя.

Учащиеся обязаны:

– бежать на короткие дистанции при групповом старте только по своей дорожке;

– при групповом старте в беге исключить резко «стопорящую» остановку, чтобы на вас не натолкнулся сзади бегущий учащийся;

– при выполнении прыжков использовать спортивную обувь, которая имеет жёсткое сцепление с полом и не скользит по беговой дорожке;

– постоянно и тщательно разрыхлять песок в яме – месте приземления;

– не выполнять прыжки на неровном, рыхлом и скользком грунте;

– выполнять прыжки только по команде учителя;

– в момент приземления не осуществлять опору на руки;

– во время бега на ограниченном прямом отрезке не выполнять опору руками о стену без торможения стопорящим шагом;

– перед метанием гранаты, мяча убедиться в отсутствии людей в направлении метания и выполнить метание только после команды учителя.

 

Правила безопасного поведения учащихся на учебных занятиях по гимнастике и акробатике

Общие требования к учащимся:

– к учебным занятиям по гимнастике и акробатике допускаются учащиеся основной и подготовительной медицинских групп только в спортивной одежде и обуви;

– наручные часы, браслеты, цепочки и другие украшения необходимо снять до начала занятий;

– входить в спортивный зал допускается только по разрешению учителя;

– при выявлении причин, при которых могут возникнуть угрозы жизни и здоровью учащихся, немедленно прекратить занятия и сообщить об этом учителю;

– при ощущении недомогания или получении травмы прекратить занятие, сообщить об этом учителю и, при необходимости, обратиться к медработнику школы;

– во время учебных занятий необходимо соблюдать порядок и дисциплину, выполнять поручения и команды учителя.

Учащиеся обязаны:

– заниматься на гимнастических снарядах и приспособлениях только с учителем;

– в местах соскоков с гимнастического снаряда положить гимнастические маты (при укладке матов следить, чтобы их поверхность была ровной, и они плотно прилегали друг к другу);

– при выполнении прыжков и соскоков со снарядов приземляться мягко на носки, пружинисто приседая;

– при выполнении упражнений поточным методом соблюдать установленные учителем интервалы;

– не выполнять сложные элементы и незнакомые упражнения без страховки;

– обучаться различным способам страховки, оказывать помощь друг другу под руководством учителя;

– при выполнении упражнений периодически очищать рабочую поверхность перекладины и использовать магнезию;

– не выполнять упражнения на снарядах с влажными ладонями, при наличии на руках свежих мозолей;

– при занятиях на параллельных брусьях их ширину устанавливать в зависимости от индивидуальных данных только под контролем учителя (ширина жердей должна равняться приблизительно длине предплечья с выпрямленными пальцами);

– при появлении во время занятий боли в суставах или потертостей (водяных пузырей) на ладонях, прервать занятие, поставить в известность учителя и, при необходимости, обратиться за медицинской помощью к врачу;

– не стоять и не ходить рядом с гимнастическими снарядами при выполнении упражнений другими учащимися, а также в местах соскока;

– быть внимательным при передвижении в спортивном зале и установке гимнастических снарядов, выполнять упражнения только по разрешению или команде учителя;

– перед выполнением упражнений на гимнастических снарядах убедиться в жесткости крепления всех растяжек и стопорных винтов;

– при установке гимнастических прыжковых снарядов выдвигать ножки у гимнастического коня и гимнастического козла поочередно с каждой стороны, предварительно наклонив снаряд;

– после учебных занятий тщательно вымыть руки с мылом.

Учащимся запрещается:

– поднимать или опускать жерди брусьев, держась за её металлическую часть (опору);

– переносить или перевозить тяжёлые гимнастические снаряды без применения специальных тележек и устройств;

– выполнять упражнения на снарядах без их укрепления растяжками;

– самостоятельно устанавливать гимнастические снаряды без помощников и без предварительного их удержания;

– создавать помехи другим учащимся при выполнении упражнений.

 

Правила безопасного поведения учащихся на учебных занятиях по лыжным гонкам (лыжной подготовке)

Общие требования к учащимся:

– к учебным занятиям по лыжным гонкам (лыжной подготовке) допускаются учащиеся основной и подготовительной медицинских групп в спортивной одежде, соответствующей погодным условиям;

– у каждого учащегося должны быть шапочка и перчатки (рукавицы);

– получение и сдача лыжного инвентаря производится в присутствии учителя;

– при выявлении на учебной лыжне и в месте проведения занятий обстоятельств, которые могут нести угрозу жизни и здоровью учащихся, немедленно прекратить занятия и сообщить об этом учителю;

– при ощущении недомогания или получении травмы прекратить занятие, сообщить об этом учителю и, при необходимости, обратиться к медработнику школы;

– переход с лыжным инвентарём к месту занятий и обратно в школу осуществлять организованно под контролем учителя;

– во время учебных занятий необходимо соблюдать дисциплину, выполнять поручения и команды учителя.

Учащийся обязан:

– получая лыжный инвентарь, ознакомиться с состоянием лыжных креплений, рабочей поверхностью лыж, целостностью лыжных палок и при обнаружении дефектов сообщить об этом учителю;

– подбирать обувь по размеру ноги и следить, чтобы она была сухая;

– во избежание потёртостей не ходить на лыжах в тесной или чересчур свободной обуви;

<
 
Отзывы могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста зарегистрируйтесь