Подвижная игра как средство обучения баскетболу в школе

Одним из основных путей всестороннего развития двигательных качеств в условиях школы является применение специальных упражнений и подвижных игр. Игра моделирует многие виды спортивной деятельности, включает основные естественные движения, поэтому рекомендуется как эффективное средство освоения таких разделов, как лёгкая атлетика, лыжи, плавание, спортивные игры.

Игра для учащихся – важное средство самовыражения, проба сил. Подвижные игры имеют ярко выраженный эмоциональный характер. Играя, учащийся испытывает радость от напряжения физических и умственных сил, необходимых для достижения успеха. Игры полностью раскрывают положительные и отрицательные черты характера, а это имеет большое значение для лучшего изучения учащихся. При правильной организации они всегда доставляют удовольствие, создают хорошее настроение. В играх развивается инициатива, организаторские способности, самостоятельность, умение думать, дисциплинированность (соблюдение правил игры, уважение к сопернику, подчинение личного успеха интересу коллектива). 

Проводимые игры всегда должны соответствовать возрасту и подготовленности играющих, быть доступными, простыми по содержанию, интересными и увлекательными. Комплекс игр составляется так, чтобы в нём были игры с различным содержанием и нагрузкой. Если вводятся новые игры, которые на уроках не были пройдены, то в одном занятии их должно быть не более двух: одна с большой подвижностью, другая – относительно спокойная.

Новую игру следует объяснить кратко и понятно, показать некоторые действия до её начала, а не в процессе. Если игра уже знакома, то можно ограничиться напоминанием основных правил. Прерывать игру допустимо в исключительных случаях, так как перерыв приводит к расхолаживанию поведения учащихся и потере интереса. Подвижная игра повышает моторную плотность урока, поскольку незадействованных в игровой деятельности практически не бывает.

Игры следует заканчивать организованно, а по окончании необходимо подвести итоги: объявить результаты и объяснить их, отметить положительные и отрицательные стороны, показать умелое использование изученных движений и недостатки, дать советы. К подведению итогов нужно привлекать самих участников. Это будет способствовать воспитанию объективной оценки как своих действий, так и действий товарищей, умению выявлять причины побед и поражений. Итоги учитель должен подводить тактично, спокойно, благожелательно.

Подвижные игры играют большую роль в умственном и физическом развитии: помогают развивать различные группы мышц, координацию движений, способствуют развитию мышления.

 

Одна из самых ценных сторон подвижных игр – массовость и комплексное воздействие на физическую подготовленность.

 

При обучении игре в баскетбол необходим выбор средств и методов различной направленности. Одним из них является соревновательно-игровой, который рекомендуется применять на стадии закрепления и совершенствования игрового навыка.

На уроках баскетбола сначала изучают основные приёмы, без усвоения которых нельзя правильно выполнять более сложные действия. Прежде всего обучают стойке и перемещениям игроков в нападении и защите. Затем ловле, передачам, ведению мяча. По мере освоения навыков передачи мяча приступают к обучению технике бросков в корзину. Параллельно учат разным способам остановок и поворотов. Большое внимание уделяют технике и тактике игры в защите и нападении. В обучении технико-тактическим действиям используются подвижные игры, вследствие чего у учащихся формируются умения и навыки, необходимые для успешной игры в баскетбол. Для получения желаемого результата подвижные игры надо применять систематически.

Играя в подвижные игры на уроках, выполняя технико-тактические действия в игровой обстановке, учащиеся незаметно для себя начинают постепенно осваивать игру в баскетбол. Учащиеся с большим интересом начинают играть.

Обучение технике игры в баскетбол через подвижные игры с использованием соревновательно-игрового метода сводится к следующим этапам постепенного усложнения.

1. Первоначальное знакомство и разучивание упражнений в упрощённых условиях, применяя простейшие игры с мячом.

2. Обучение основным техническим приёмам, но с включением элементов, воспроизводящих реальную игровую обстановку.

3. Выполнение упражнений в условиях соревнования (на точность, правильность, быстроту и т. д.).

4. Выполнение упражнения с противодействием противника (пассивного).

5. Применение разучиваемого приёма в игре.

Для обучения технико-тактическим действиям мы предлагаем следующие подвижные игры.

1. «Салки с мячом». Два игрока – салки, передавая мяч друг другу стараются догнать и «осалить» мячом одного из убегающих игроков (нельзя: бросать мяч в игрока, делать более двух шагов с мячом). Тот, кого «запятнали», присоединяется к салкам. Игра продолжается пока не «осалят» всех участников.

Назначение игры: совершенствование ловли и передачи мяча различными способами, образование элементарных тактических навыков, воспитание внимания и быстроты.

2. «Перехватчики». Игроки делятся на две команды и располагаются с мячами на лицевых линиях. Два игрока (перехватчики (без мяча)) располагаются в центре площадки на уровне центральной линии. Задача занимающихся преодолеть площадку с ведением мяча и атаковать кольцо, не дав себя «осалить» перехватчиками при пересечении центральной линии. Перехватчики имеют право перемещаться вдоль центральной линии и «салить» перебегающих игроков на расстоянии двух метров в обе стороны от центральной линии. «Осалив» кого-либо с мячом, они меняются местами. Игру можно проводить на время, занимающиеся считают количество пересечений центра площадки и попаданий в корзину (на каждое кольцо один бросок).

Назначение игры: совершенствование ведения мяча, броска, привитие навыков игры в защите.

3. «Пятнашки». Один игрок (водящий) без мяча должен «осалить» любого игрока, который не владеет мячом. Задача других игроков с помощью передач успеть довести мяч до игрока, которого пытается «осалить» ведущий.

Назначение игры: обучение и совершенствование техники передачи и ловли мяча, техники передвижения с мячом и без мяча, принятие тактических решений. Игру можно применять в усложнённом варианте, заменив баскетбольный мяч медболом весом 2–3 кг, что позволит работать не только над элементами техники баскетбола, но и развивать скоростно-силовые качества.

Много подвижных игр можно найти в литературе или интернет-ресурсах. Выделим следующие из них:

«Мяч среднему»

Для проведения игры требуются два баскетбольных мяча. Играющие делятся на две равные команды, каждая из них выстраивается по кругу на расстояние вытянутых рук или шире. Играющие в обоих кругах рассчитываются по номерам. Первые номера становятся в середину своих кругов с мячом в руках. По сигналу руководителя центральные игроки, находящиеся в кругах, бросают мяч вторым номерам, получают от них его обратно, бросают третьим, также получают обратно и т. д. Когда центральный игрок получает мяч от последнего игрока, он передаёт его второму игроку и меняется с ним местами. Игра заканчивается, когда все побывают в роли центрального игрока.

Правила игры. 1. Передавать мяч можно любым заранее установленным способом. 2. Мяч необходимо перебрасывать всем игрокам в строгой последовательности.

«Мяч капитану»

Играющие делятся на две равные команды. В каждой выбирают капитана и ловца. У центрального круга становятся капитаны. По сигналу руководителя мяч выбрасывается на площадку. Завладев мячом, игроки каждой команды стремятся путём передач подвести мяч как можно ближе к своему ловцу и бросить ему мяч так, чтобы он поймал его на лету. Когда ловец одной из команд поймает мяч на лету, игра начинается снова с центра площадки, а за ловлю мяча ловцом команда получает очко. Выигрывает команда, получавшая больше очков.

Правила игры. 1. Бегать с мячом не разрешается, игрок может сделать не более двух шагов, а на третьем – передать мяч. 2. Мяч считается пойманным, если ловец поймал его с воздуха или после отскока от противника. 3. Если два игрока одновременно схватят мяч, назначается розыгрыш спорного мяча.

«Баскетбол с надувным мячом»

Две команды (по 4–6 игроков) произвольно располагаются на баскетбольной площадке. Капитаны выходят на середину. Руководитель подбрасывает между капитанами надувной мяч, который достаётся одной из команд. Её игроки, подпрыгивая и подбивая мяч рукой, передают его друг другу. Когда мяч коснётся баскетбольного щита, команда получает очко. Игра длится 10 минут со сменой сторон площадки после первых 5 минут игры. Побеждает команда, набравшая больше очков.

Правила. 1. Во время прыжков нельзя отталкивать других игроков, а также бежать с мячом в руках. 2. За нарушение мяч передаётся другой команде. 3. Игра начинается по сигналу руководителя. 4. Если мяч упал на землю, нужно снова зажать его ногами и продолжить игру.

«Нападают пятёрками»

На баскетбольной площадке играют три команды. 2-я и 3-я пятёрки под своим щитом строят зонные защиты. Мяч находится у игроков 1-й пятёрки, расположенной в произвольном порядке лицом ко 2-й пятёрке. По сигналу руководителя игроки 1-й пятёрки нападают на щит 2-й пятёрки, стараясь забросить мяч в корзину. Как только игрокам 2-й пятёрки удаётся перехватить мяч, они, останавливаясь, нападают на щит 3-й пятёрки. 1-я пятёрка, потерявшая мяч, строит зонную защиту на месте 2-й пятёрки. 3-я пятёрка, овладевшая мячом, начинает нападение на 1-ю пятёрку. Игра длится 10–15 минут.

Правила игры. 1. Игра начинается по сигналу руководителя. 2. Игра проходит по правилам баскетбола.

«Пятнашки»

Игроки становятся в круг на расстояние вытянутых рук. Перед их носками чертится линия. В центре круга – 2–4 водящих. Если играют не более 10 человек, то выбирают одного водящего. Стоящие по кругу получают мяч. Игроки перекидывают мяч в воздухе и перекатывают его по земле так, чтобы водящие не смогли до него дотронуться. Задача водящих – схватить мяч или «запятнать» его. Если кому-либо это удаётся, то на его место становится игрок, при броске которого мяч был «запятнан». А водящий становится на его место.

«Передал – садись»

Играющие делятся на две равные команды и выстраиваются в колонны по одному, параллельно одна другой. Каждая команда выбирает капитана, который встаёт напротив своей команды на расстоянии 5–8 шагов. У капитанов в руках по мячу. По сигналу руководителя капитан передаёт мяч первому игроку колоны, который ловит его, затем возвращает обратно капитану и сразу же принимает положение упора присев. Каждый игрок, сделавший ответную передачу, принимает положение упора присев. Когда последний в колоне игрок отдаёт мяч капитану, то поднимает его вверх. Вся команда быстро встаёт.

Побеждает команда, закончившая передачи мяча первой, не нарушая правил.

Правила. 1. Никто не должен пропускать своей очереди. 2. Игрок, не поймавший мяч, обязан сбегать за ним.

«Салки спиной к щиту»

Водящий старается «осалить» игроков, которые бегают по всей площадке. Однако игрокам разрешается передвигаться приставным или любым другим шагом, повернувшись спиной к тому щиту, на половине площадки которого они находятся. «Осаленный» становится водящим и может «салить» любого игрока, кроме «осалившего» его.

«По кочкам»

На полу мелом чертят небольшие круги («кочки»), располагая их друг от друга на расстоянии небольшого шага по ломаной линии. В ходе эстафеты игроки, прыгая с ноги на ногу, преодолевают «болото» из кочек и возвращаются обратно.

Для закрепления навыка передвижения с изменением направления можно применить «эстафету-змейку», в ходе которой игроки без мяча (а в дальнейшем с мячом) обегают на скорости расставленные булавы, набивные мячи или другие предметы. Бег можно проводить лицом и спиной вперёд, с поворотами для обратного продвижения.

«С отскоком от щита»

В 3 м от каждого щита (стены) размечают друг за другом круги по количеству участников в командах. В круги встают игроки. Если в команде четверо, то дальний от щита игрок (с мячом в руках) имеет номер 4, а ближний к щиту – номер 1. По сигналу руководителя игроки из последних кругов бросают (из-за головы или другим способом) мяч в щит с таким расчётом, чтобы его поймал игрок, стоящий впереди него (3). Тот ловит мяч двумя руками и снова бросает его в щит для ловли игроком 2. Когда мяч дойдёт до первого в колоне игрока, он, поймав мяч, бежит с ним (ударяя о землю) на место игрока 4, и все смещаются на один круг вперёд. Игрок, оказавшийся последним, снова начинает комбинацию, по окончании которой в конец колоны идёт игрок 2. Игра заканчивается, когда игрок 4, оказавшийся впереди и поймав мяч, вернётся в свой круг и поднимет мяч вверх. Можно усложнить игру, разрешив бросать мяч в щит только в прыжке.

Игру проводят и в обратном порядке, то есть сначала мяч в щит бросает игрок 1 и т. д.

«40 попаданий»

Все игроки делятся на четыре команды, по две на каждый основной щит. У первых номеров – по мячу. Игрокам нужно в сумме поразить кольцо 40 раз – по 10 попаданий с четырёх разных точек. За каждое попадание начисляется 1 очко. После 10 удачных бросков участниками одной из команд объявляется победитель первой серии бросков и подсчитывается количество попаданий. Затем команды меняются местами, игра продолжается. Необходимо соблюдать условие: игрок, бросивший мяч, должен поймать его, не позволив упасть на землю независимо от того, попал ли он в корзину, и передать мяч партнёру. За каждое падение мяча на площадку команда лишается 1 очка.

 

Опыт работы со школьниками показывает: одной из главных причин, которая вызывает желание играть, является чувство радости, возникающее в результате различных и многосторонних эмоциональных моментов, сопутствующих процессу игры. Во время игры мы избегаем путь многократных повторений упражнения, который нередко вызывает своеобразный психологический «застой», потерю интереса в связи с естественной реакцией организма на однообразие учебных занятий. Но как только преподаватель изменит форму учебного занятия, затевает соревнования на быстроту, ловкость и точность, начинает проводить игру или эстафету, то есть включает «эмоциональный рычаг», занимающиеся забывают об усталости, продолжают занятия с желанием и интересом.

Николай БУЗЛЯКОВ,

старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта Белорусского государственного университета, тренер женской Национальной сборной Республики Беларусь по баскетболу

Марина ЦЕДРИК,

старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта Белорусского государственного университета

 

 
Отзывы могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста зарегистрируйтесь