Организация и проведение уроков по лыжной подготовке. Из опыта работы
Тема «Организация и проведение
уроков лыжной подготовки» – один из разделов учебной программы по предмету «Физическая
культура и здоровье». В условиях зимы, когда двигательная активность снижается,
лыжная подготовка позволяет решать задачи физического воспитания. Занятия
проходят на открытом воздухе в постоянно изменяющихся условиях окружающей среды,
что заставляет организм совершенствовать механизм адаптации. В морозном воздухе
имеется повышенное содержание кислорода, а также выше содержание отрицательных
ионов, которые обладают тонизирующим, противоспастическим действием на нервную,
сердечно - сосудистую и дыхательную системы. При передвижении на лыжах в работу
включаются большая группа мышц и суставов. Но в отличие от бега в лыжном шаге
нет фазы полёта, поэтому нет и приземления всей массой тела, а это снижает нагрузку
на суставы ног, позвоночник и тазобедренные суставы. Занимаясь лыжной
подготовкой, дети и подростки развивают силу и выносливость, улучшают
координацию и ориентацию в пространстве, равновесие, воспитывают такие качества
как смелость, находчивость и трудолюбие.
Погода
и скольжение лыж
Каждый учитель должен
уточнить погоду на следующий день, для того, чтобы спланировать урок. Педагогу
необходимо знать:
– в умеренную морозную погоду для работы
подходит старая плотная лыжня, на которая обеспечивается хорошее скольжение и
высокая скорость;
– когда выпадает свежий снег, лыжня
становится мягкой, в такую погоду лыжи немного проваливаются и плохая опора для
палок;
– в гололёд лыжи легко скользят и
поддерживают высокую скорость передвижения без видимых усилий, но процесс
достаточно травмоопасный;
– при плохом скольжении уменьшается
длина проката, заставляя лыжников частить ход;
– в гололед трудно удержать равновесие,
полностью заканчивать скольжение ногой;
– свежий снег затрудняет отталкивание
палками.
Смазка
лыж
В зависимости от
погодных условий используется разная смазка и разные способы её нанесения.
Смазки бывают двух основных видов: смазки скольжения и смазки держания.
Для классического хода
носовая и пяточная часть лыжи смазываются смазками скольжения,
обычно парафинами. А центральная часть лыжи (колодка) смазывается держащей
мазью, чтобы не было отдачи.
Лыжи для конькового хода смазываются по
всей длине смазками скольжения.
Частота
сердечных сокращений (ЧСС) на уроках
Большое внимание
уделяется на уроках лыжной подготовки ЧСС. Из принятых четырёх зон
интенсивности ЧСС, учитель должен придерживаться второй зоны:
1-я зона – 120-140
уд/мин.
2-я
зона – 140-160 уд/мин.
3-я зона – 160-180
уд/мин.
4-я зона – 180 уд/мин и
выше.
Учебная
лыжня
Эффективность
учебно-тренировочной работы во многом зависит от правильного выбора и качества
подготовки мест занятий. Занятия могут проводиться на учебных площадках,
учебной лыжне, тренировочной лыжне, учебно-тренировочном склоне. При выборе учебной
площадки или склона, особенно в сельской местности, недалеко от школы,
необходимо обеспечить безопасность учащихся (отсутствие деревьев, камней, пней,
кустарников и т. д.). Но в практике обычно используется школьный стадион.
Внутри стадиона прокладываются
10 параллельных лыжней длиной 100 м. Это позволяет учащимся отрабатывать тот
или иной ход. Обучение ходам можно проводить в виде эстафет, а также в виде
движения противоходом: . по окончании одной лыжни переходить на другую. Вокруг
параллельных лыжней прокладываются две круговые лыжни: одна длиной около 300 м,
вторая – около 500 м для прохождения дистанции на заданное расстояние либо на
время. Перед началом проводится лыжня для показа движений учителем, а также для
исправления допущенных ошибок. В двух метрах от лыжни показа размечается линия
построения класса в шеренгу. На этом месте начинается и заканчивается урок.
В связи с
необходимостью обучать школьников коньковому ходу с 10 класса в большой и малый
круг вписываются специальные площадки длиной 120 м. Это даёт возможность
обучающимся после прохождения круга обычными ходами переключаться на отработку
техники конькового хода. Площадки эти шириной 2–3 м укатываются лыжами.
Подобная разметка места проведения уроков лыжной подготовки позволяет использовать
различные варианты обучения лыжным ходам. Например, после прохождения
параллельных лыжней противоходом учащиеся переходят на круговую лыжню. Причём
девочки могут идти по малому (300 м), а мальчики – по большому(500 м) кругу.
Это очень удобно, так как учащиеся не мешают друг другу и им можно давать
различные задания. Ещё одно из преимуществ такой разметки лыжного стадиона: учитель
контролирует работу всего класса, видит всех учащихся. В любое время педагог
может сделать указание или замечание, перевести учеников на параллельные лыжни
для исправления ошибок.
Обучение
держанию палок и надеванию лыж
В начале обучения, т. е.
в начальных классах, слишком много времени занимает переодевание к уроку лыжной
подготовки и надевание лыж. Поэтому рекомендуется прорепетировать все эти
действия ещё до выхода на снег, на одном из уроков физической культуры. При
переодевании нужно обратить особое внимание учащихся на правильное шнурование
ботинок, так как слишком слабая затяжка шнурков приводит к вихлянию стопы в
ботинке, тугая шнуровка препятствует сохранению подвижности в голеностопном
суставе. Одевшись, учащиеся идут на площадку. В разомкнутом строю по команде
каждый кладёт рядом с собой справа лыжи, слева палки. Затем учитель показывает,
как нужно правильно вставить ботинок в крепление. После того как учащиеся всё
проделают сами, учитель проверяет каждого и, если надо, поправляет. Далее
учитель показывает правильное держание палок. Кисть руки продевается в петлю
ладонью снизу вверх, большой палец обхватывает и палку, и верхнюю часть петли.
Палка удерживается в основном тремя пальцами: большим, указательным и средним,
другие только слегка помогают им. Петли надо отрегулировать по руке (в
перчатке).
Переноска
лыж и палок
Я обучаю переноске лыж с начальной школы. Самый простой
способ, когда лыжи в одной руке, палки в другой, но этот способ приемлем только
для перехода на маленькое расстояние. Учащимся начальной школы это задание
выполнить трудно, некоторым не хватает сил и им оказывается необходимая помощь.
Второй способ – лыжи к плечам (считаю его самым эффективным). Третий – лыжи
вперёд, но он требует постоянного контроля учащимися впереди себя и того, кто
идёт сзади.
Проведение уроков
Уже на первом
уроке лыжной подготовки до выхода на улицу (в зале) учитель физической культуры
сообщает учащимся часть сведений об изучаемом способе передвижения. Иногда
целесообразно при этом рассказать о технике лыжных ходов, провести в зале
короткую разминку, используя имитационные упражнения. Особенно уместно делать это
в морозную и ветреную погоду, когда при выходе на учебную лыжню необходимо
сразу же начать передвижение. Здесь же, в спортивном зале при необходимости
можно использовать наглядные пособия, презентации, слайды, видео, и т. д. Большое
внимание нужно уделить технике безопасности и требованиям к одежде.
Уроки лыжной подготовки в V–VII классах
должны проходить интересно, так же как и в начальных классах. Для изучения
техники лыжных ходов и их совершенствования необходимо сочетать элементы подвижных
игр и эстафет. Разнообразие учебных заданий и упражнений способствует тому, что
школьники незаметно выполняют за урок большой объём работы. Технику лыжных
ходов показываю и объясняю при остановке всего класса (если класс до 15
человек), либо делю его на две группы: юноши и девушки, подготовленные учащиеся
и менее подготовленные. Желательно места остановок обозначить либо флажками или
специальными табличками.
Уроки лыжной подготовки в VIII-IX классах отличаются, прежде всего, тренировочной
направленностью. Чтобы успешно подготовиться к сдаче учебных нормативов, юношам
и девушкам необходимо на учебной лыжне выполнить достаточно большой объём
тренировочной работы, предусмотренной учебной программой.
Проведение
уроков лыжной подготовки при недостатке инвентаря
Класс делится на две группы: мальчики и
девочки – или по степени подготовленности: учащиеся, имеющие лучшую лыжную
подготовку, и слабоуспевающие.
Учитель начинает занятие с одной группой на
улице, а другая в это время в спортивном зале под руководством специально
подготовленного ученика, пользующегося авторитетом у своих товарищей,
занимается имитационной отработкой различных ходов, силовой подготовкой с
гирями, эспандерами, гантелями, выполняет отжимания и подтягивания и т. д. Если
занятия продолжаются два часа, то группы меняются местами после первой части
урока, а если час, то только на следующем занятии.
Комбинированный
урок лыжной подготовки
При умеренных погодных условиях урок лыжной
подготовки можно начать в спортивном зале, а закончить на улице. Под умеренными
погодными условиями следует понимать такую температуру воздуха и силу ветра,
при которых учащиеся могут начать занятия в спортивном зале, а закончить на
улице, или наоборот, не получив при этом обморожений или переохлаждения. Лучше
выбрать первый вариант.
Дети в лыжной форме заходят в спортзал,
снимают верхнюю одежду, получают инвентарь и выстраиваются в шеренгу. Учитель
сообщает задачи урока. Затем проводится разминка, после которой учитель с
учащимися выполняет имитацию лыжных ходов. В результате дети хорошо
разогреваются и вспоминают технику передвижения на лыжах. Затем учащиеся разбирают
лыжный инвентарь и выходят на улицу. А на учебной лыжне решают следующие поставленные
на урок задачи.
Проведение
урока в спортивном зале
Иногда из-за неблагоприятных погодных
условий урок проводится в спортивном зале. При этом рекомендуется применять
групповой метод организации учащихся на уроке, при котором класс делится например
на четыре равные группы. Эти группы размещаются следующим образом:
– первая группа занимается баскетболом, выполняет броски
мяча с различных дистанций, атакует кольцо с двух шагов, играет в стритбол.
– вторая группа занимается силовой
подготовкой, учащиеся выполняют упражнения с гантелями или с тренажёрами;
– третья группа занимается имитацией лыжных
ходов;
– четвертая группа занимается
имитацией лыжных ходов с резиновыми эспандерами. Через некоторое время
группы по команде организованно меняются местами и приступают к выполнению
других упражнений под руководством учителя.
Ирина ГАЙКО,
учитель физической культуры высшая квалификационной
категории гимназии № 1 г. Ошмяны Гродненской области
Пожалуйста зарегистрируйтесь