Каждый урок должен удивлять

В современной школе предъявляются особые требования к организации и проведению урока физической культуры и здоровья. Чтобы стать успешным, современный молодой человек должен быть активным, динамичным, мобильным, энергичным, а большинство детей отдают предпочтение малоподвижным формам времяпрепровождения у компьютера или иного современного гаджета. Очень важно в рамках урока физической культуры и здоровья максимально способствовать физическому развитию детей. Каждый учитель ищет свой эффективный путь в этом направлении.

Педагогическая деятельность в школе показывает, что именно спортивные игры способствуют развитию скоростных и координационных способностей, жизненно необходимых не только в спортивной, но и в бытовой, трудовой деятельности. Собственный многолетний опыт позволил разработать авторскую методику развития скоростных и координационных способностей школьников на уроках баскетбола, которая способствует творческой реализации требований учебной программы. Сущность методики заключается в личностно ориентированном характере обучения, индивидуальном подходе к каждому ребёнку при организации занятий физической культуры и здоровья, в формировании осознанной потребности в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности. Это означает, что для каждого обучающегося создана индивидуальная образовательная траектория, которая учитывает уровень физической подготовленности, а также интересы и потребности современного школьника. Разработанная методика позволяет развивать координационные способности и быстроту на основе индивидуализации и дифференциации обучения.

Координационные способности (КС) – это совокупность двигательных способностей, определяющих быстроту освоения новых движений, а также умения адекватно перестраивать двигательную деятельность при неожиданных ситуациях [6].

Быстрота движений рассматривается как способность ребёнка совершать движения, двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени.

Различают три формы качества быстроты: быстрота двигательной реакции; быстрота отдельных движений; быстрота выполнения нескольких движений [2].

На уроках целесообразно использовать не только специальные упражнения для развития этого качества, но и подвижные и спортивные игры, эстафеты, полосы препятствий и т. д. Ведущим методом является метод повторного упражнения. Обычно продолжительность выполнения упражнений на быстроту не превышает 5–10 секунд. Эти упражнения предлагаются учащимся в подготовительной или в начале основной части урока.

Степень сложности упражнений и заданий, используемых для развития быстроты двигательной реакции, зависит от возраста и учебного материала, который осваивается школьниками на уроках физической культуры и здоровья. Не следует предлагать учащимся новых, плохо освоенных движений и действий в качестве упражнений на быстроту.

Для развития быстроты следует подбирать игры, требующие мгновенных ответных реакций на зрительные, звуковые или тактильные сигналы. Эти игры должны включать в себя физические упражнения с периодическими ускорениями, внезапными остановками, стремительными рывками, бегом на короткие дистанции и другими двигательными актами, направленными на сознательное и целеустремленное опережение соперника.

Для формирования скоростных и координационных способностей необходимо выработать конкретную систему и подобрать действенные средства. Трудно рассчитывать на мотивированную активность учащихся при выполнении традиционных, хорошо знакомых с начальных классов упражнений, зачастую не вызывающих эмоций. Необходимо обогащать урок новыми методическими приёмами для решения поставленных задач.

Значительную новизну и неподдельный интерес вызывает использование на уроках сконструированного собственными усилиями приспособления «Контактные круги», которое идеально подходит для развития у детей быстроты реакции и развивает скоростные и координационные способности.

«Контактные круги» очень просты в изготовлении. Удобство заключается в минимуме необходимого инвентаря, доступности изготовления, а также в отсутствии каких-либо материальных затрат. Для отработки навыков возможно без труда найти свободное место в спортивном зале для размещения приспособления.

Перед началом урока на стене в спортивном зале наклеиваются в виде дуги 6 кругов из картона (на уровне груди учащихся) диаметром 12–14 см под номерами от 1 до 6. При этом круги под номерами 1, 3, 6 – одного цвета, 2, 4, 5 – другого (номера варьируются по желанию). Учащийся должен расположиться на расстоянии 50 см от приспособления. По звуковому сигналу (голосу учителя либо партнёра, который называет цифры в хаотичном порядке) учащийся должен как можно быстрее дотронуться рукой до круга с соответствующей цифрой. Как только произошло касание контактного круга, сразу звучит другая цифра и т. д.

Учащийся должен коснуться как можно большего количества цифр за промежуток времени, который устанавливает учитель. Один из вариантов выполнения задания: контактных кругов одного цвета с номерами 1, 3, 6 необходимо касаться только левой рукой, соответственно кругов с номерами 2, 4, 5 – правой. Считаю важным воздействовать не только на слуховые, но и на зрительные анализаторы. В роли зрительного сигнала применяю лазерную указку.

Вариативность использования авторской методики позволяет усложнить задание на приспособлении, добавив балансировочную доску и несколько контактных кругов с номерами от 7 до 10 (на усмотрение учителя). Учащийся располагается на балансировочной доске (на двух ногах либо поочерёдно – на правой / левой), удерживая равновесие, и при этом касается контактных кругов по вышеизложенной схеме. Здесь используются комбинированные упражнения для развития быстроты реакции и одной из разновидностей КС – способности к равновесию.

С помощью этого приспособления предлагаю учащимся два различных двигательных задания под названием «Реакция» и «Выбивание». При выполнении задания «Реакция» устанавливается определённое время выполнения упражнения, например, 30 секунд. При этом учащемуся необходимо за обозначенное время коснуться как можно большего количества контактных кругов. После окончания выполнения упражнения учитель фиксирует результат.

При выполнении задания «Выбивание» называется конкретное количество контактных кругов, которых должен коснуться учащийся. Фиксируется общее время выполнения задания. Чем быстрее происходит касание всех кругов, тем меньшее количество времени затрачивает учащийся, а значит, быстрота реакции у него выше. После окончания выполнения двигательных заданий учащийся записывает свои результаты в заранее подготовленный протокол, чтобы объективно оценивать динамику быстроты реакции с каждым последующим уроком.

Следующая разновидность приспособления «Контактные круги», широко используемая на практике, направлена на развитие быстроты реакции в спортивных играх. На стене в спортивном зале наклеиваются в виде гандбольных ворот 9 кругов из картона диаметром 12–14 см под номерами от 1 до 9. При этом круги располагаются в хаотичном порядке. Учащийся располагается на расстоянии м от приспособления с баскетбольным мячом в руках. По звуковому сигналу (голосу учителя либо партнёра, который называет цифры) учащийся должен как можно быстрее дотронуться мячом до круга с соответствующей цифрой. Как только произошло касание контактного круга, сразу звучит другая цифра и т. д. Двигательные задания соответствуют выше изложенным правилам.

Возможны и другие варианты двигательных заданий с использованием приспособления «Контактные круги»:

·        для создания сопротивления партнёру используем поводок – амортизатор, который закрепляется на поясе одного из учащихся. Другой учащийся удерживает за края поводка-амортизатора, создавая препятствие, и тем самым, усложняет выполнение задания;

·        выполняем передачу мяча в названный контактный круг;

·        увеличиваем расстояние от приспособления до учащегося и добавляем ведение мяча на месте. По сигналу выполняем передачу мяча в названный сектор. В этой ситуации напоминаю о том, что сигнал о последующей передаче мяча прозвучит после того, как учащийся произведёт приём и выполнит ведение мяча.

Следующая разновидность приспособления «Контактные круги» используется для развития мышц пресса и быстроты реакции. На стене в спортивном зале на высоте примерно 70–80 см наклеиваются в виде дуги 6 кругов из картона диаметром 12–14 см под номерами от 1 до 6 по порядку и слева направо, при этом все круги должны быть разного цвета.

Варианты двигательных заданий с использованием приспособления:

·        касание кругов выполняется в следующем порядке: кругов с цифрами 1–3 – левой рукой, кругов с цифрами 4–6 – правой, затем упражнение повторяется в обратном порядке;

·        касание кругов выполняем и в такой последовательности: кругов с цифрами 1–3 касаться правой рукой, с цифрами 4–6 – левой, упражнение позволяет укреплять косые мышцы живота;

·        изменяем исходные положения: лёжа на животе, руки за головой, стопы зафиксированы;

·        под дугу с цифрами добавляем ещё одну дугу с шестью кругами, но без цифр, цветовая гамма кругов должна соответствовать шести цветам верхней дуги, но при этом располагаться по цветам в разнобой. Учащийся принимает и. п. лёжа на спине, руки за головой, учитель подаёт сигнал (называет цвет), учащийся должен правой (левой) ногой коснуться названного круга в цветовой гамме в верхней дуге, а левой (правой) ногой – в нижней дуге, причём делать это требуется одновременно. Упражнение позволяет скоординировать свои действия.

Помимо контактных кругов в практической деятельности очень эффективно применять модифицированные мячи для развития скорости реакции. Такие мячи имеют уникальную конструкцию, благодаря которой направление отскока мяча от любой поверхности непредсказуемо. Такой мяч применяется для детей различного возраста в целях развития скорости реакции, ловкости, а также для отработки сложнокоординированных движений. Метание мяча проводится с использованием ориентиров, расположенных на горизонтальных и вертикальных поверхностях. Возможно выполнение индивидуальных и групповых заданий.

При организации занятий с использованием данных приспособлений необходимо практиковать групповые формы выполнения заданий. В зависимости от того, как осуществляется очерёдность, использую круговой, посменный, попеременный способы организации деятельности учащихся на уроке. При использовании данных приспособлений целесообразно применять повторный метод, который заключается в максимально быстром повторном выполнении тренируемых движений по сигналу. Рекомендуется выполнять упражнения на приспособлениях «Контактные круги» в диапазоне 5–10 секунд без мяча и 15–30 секунд с мячом, используя 3–6 повторения в 2–3 сериях. При работе на приспособлении «Контактные круги» для развития мышц пресса дозировку выполняемых упражнений рекомендуется увеличить до 1 минуты в 2–3 сериях.

Можно активно задействовать учащихся, освобождённых по состоянию здоровья от двигательной активности, в роли судей, заранее проведя с ними специальную подготовку.

Разработанные приспособления «Контактные круги» представляют собой несложную, но достаточно увлекательную систему двигательных заданий на развитие внимания и ловкости, а также для развития координации, скорости реакции, быстроты движений, выносливости. Использование «Контактных кругов» позволяет выполнять упражнения в игровой форме, сохраняя мотивацию, улучшая эмоциональный фон урока и повышая его эффективность.

Содержание урока становится живым действием, вызывающим у ученика неподдельную заинтересованность, эффективным средством вовлечения учащихся в активный процесс овладения двигательными умениями и навыками, стимулирует инициативу, творческий поиск. Роль учителя при этом состоит в том, чтобы грамотно и целенаправленно развивать имеющийся потенциал ребёнка.

Таким образом, если учитель на каждом уроке будет удивлять своих учеников, то только тогда наступит день, когда ученик удивит своего наставника.

Татьяна Жук, учитель физической культуры и здоровья высшей квалификационной категории средней школы № 3 г. Вилейки

 
Отзывы могут оставлять только зарегистрированные пользователи.
Пожалуйста зарегистрируйтесь