Основы формирования здорового образа жизни у воспитанников замещающих семей
Проблема формирования здорового образа жизни, как технологии сохранения здоровья и обеспечения высокой результативности и продуктивности труда человека, является важнейшей проблемой современности. Основополагающим принципом государственной политики Республики Беларусь является приоритет жизни и здоровья человека.
В последние годы наблюдается возросший интерес к проблеме индивидуального здоровья человека, что подтверждается большим количеством исследований ведущих учёных разных стран.
Выделяют несколько компонентов (видов) здоровья:
§ соматическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, опосредованная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития. Эти потребности, во-первых, являются пусковым механизмом развития человека, а во-вторых, обеспечивают индивидуализацию этого процесса;
§ физическое здоровье – уровень роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют морфофизиологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции;
§ психическое здоровье – состояние психической сферы, основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающее адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения.
§ нравственное здоровье – комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственным здоровьем опосредована духовность человека, так как оно связано с общечеловеческими истинами добра, любви и красоты.
Признаками здоровья являются:
– специфическая (иммунная) и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов;
– показатели роста и развития;
– функциональное состояние и резервные возможности организма;
– наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития;
– уровень морально-волевых и ценностно–мотивационных установок.
В современной науке здоровье рассматривается как естественное состояние организма, характеризующее его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений и определяющееся комплексом биологических и социальных факторов. Именно поэтому здоровье подрастающего человека – это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребёнок сам должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей.
Приобщение детей к проблеме сохранения своего здоровья это, прежде всего, процесс социализации – воспитания. Это сознание высокого уровня душевного комфорта, который закладывается с детства на всю жизнь. Для формирования душевного комфорта необходимы знания о законах развития своего организма, его взаимодействии с социальными факторами. В процессе социализации личности формируется как индивидуальное здоровье, так и здоровье всего общества.
В детстве человек осуществляет более напряженную, более сложную, чем взрослый, работу по саморефлексии, самопостроению, самоконтролю и саморегулированию. Если ребёнок пассивен в этом процессе, то деформируется процесс его социализации, разрушается здоровье. Поэтому приоритетными являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни.
Необходима технология формирования культуры двигательной деятельности личности, здорового образа жизни соответственно возрастным особенностям детей, состоянию здоровья, которая была бы ориентирована на их самосохранение и саморазвитие.
Экономическая и социальная нестабильность, разрушение традиционной системы ценностей и нравственных ориентиров – всё это способно порождать ощущение беспомощности и отчаяния даже у взрослых. На фоне происходящих в стране социально–экономических преобразований несовершеннолетние, особенно те, которые воспитываются в семьях, где родители ненадлежащим образом исполняют родительские обязанности, оказались одной из самых уязвимых групп населения. Ребёнку, чей взгляд на мир только формируется, особенно сложно найти себя в столь непостоянном мире. Возникает желание уйти, «спрятаться от жизни», почувствовать себя в безопасности.
Зачастую несовершеннолетние из таких семей, вследствие асоциального и аморального поведения своих родителей, приобретают статус детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Жизненный опыт, который получает ребёнок в биологической семье, также приводит к раннему пристрастию к курению, алкоголю, наркотикам со всеми вытекающими отсюда последствиями, Вредные привычки остаются с ребёнком навсегда, а о последствиях употребления психоактивных веществ 90 % таких детей даже не задумываются. Наркотики, алкоголь, курение создают для многих юношей и девушек иллюзию такой «внутренней безопасности». Кроме того, у многих несовершеннолетних существует генетическая предрасположенность к алкоголизму и наркомании.
Задача сохранения и укрепления здоровья детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – важная социальная и медицинская проблема.
Состояние здоровья детей-сирот характеризуется высокими показателями заболеваемости: у воспитанников, особенно старшего школьного возраста в структуре заболеваемости преобладают болезни органов пищеварения, дыхания, а у детей младшего возраста – врождённые аномалии и отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде. Дети-сироты имеют худшие показатели физического здоровья вследствие дефицита массы тела и низкого роста. У детей, оставшихся без попечения родителей, отмечается высокий уровень распространённости психических и поведенческих расстройств (около 100 заболеваний на 100 детей). Около 11 % детей страдают умственной отсталостью.
Основными причинами высокой заболеваемости среди детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, по мнению учёных, представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания; взаимодействие внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. Об этом писал английский психоаналитик Дональд Винникот: «Когда ребёнок лишается хорошего окружения или когда такого окружения вообще не существовало – это означает изменение всего … развития человека».
Очень важно в период детства формировать потребность в сознательном участии в сохранении и укреплении здоровья, в здоровом образе жизни. Это должно стать одним из ведущих направлений профессиональной деятельности замещающих родителей в подготовке детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни и производственному труду, т.к. это способствует коррекции психофизического развития и является одним из средств успешной социальной реабилитации и интеграции таких детей в общество.
Необходимо совместными усилиями родителей, педагогов, специалистов формировать у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, понятие здорового образа жизни, воспитывать соответствующие навыки и привычки, что будет способствовать эффективности мер социальной защиты здоровья детей.
В понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие:
– отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ);
– оптимальный двигательный режим;
– рациональное питание;
– закаливание;
– личная гигиена;
– положительные эмоции.
Здоровье человека более чем на 50 % определяется его образом жизни. Здоровье зависит от многих факторов: состояния окружающей среды, социально-экономического развитие страны, устойчивого развития семьи, культуры педагогов и родителей. Определяющее влияние на культуру здоровья воспитанников замещающих семей оказывают приёмные родители: их образ жизни, привычки и традиции. Такого ребёнка должны воспитывать замещающие родители, а социальные институты содействовать им в этом. Специалисты учреждения образования, в котором обучается приёмный ребёнок, должны и могут помочь при решении многих вопросов воспитания. Но, следует отметить, что учреждение образования никогда не сможет конкурировать с семьей, ведь именно семья является самым мощным средством в формировании личности.
Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи, в которой родился и воспитывался ребёнок. В случае социальной депривации формирование здорового образа жизни у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть одним из обязательных компонентов семейного воспитания. Замещающая семья для воспитанника – это та среда, где он должен найти примеры для подражания, где произойдёт его социальное «перерождение». Не секрет, что выработанные с годами в семье привычки, традиции, образ жизни, отношение к своему здоровью и здоровью окружающих переносятся ребёнком во взрослую жизнь и во вновь созданную семью.
Здоровая семья – это семья, которая ведет здоровый образ жизни, в которой присутствует здоровый психологический климат, духовная культура, материальный достаток.
К сожалению, даже в замещающей семье не всегда формируется должная мотивация к здоровому образу жизни. Действительно, большинство людей знают, что курить, пить и употреблять наркотики вредно, но очень многие взрослые привержены этим привычкам. Никто не спорит с тем, что надо двигаться, закаляться, но большинство взрослых людей ведут малоподвижный образ жизни. Неправильное, нерациональное питание приводит к увеличению числа людей с избыточным весом и всеми вытекающими последствиями. Трудности современной жизни оставляют весьма мало места для положительных эмоций. Изложенное позволяет сделать вывод, о том, что «знания» взрослых людей о здоровом образе жизни не стали убеждениями, что нет мотивации к заботе о собственном здоровье
Одной из составляющих здорового образа жизни является отказ от разрушителей здоровья: курения, употребления алкогольных напитков и наркотических веществ. О последствиях для здоровья, которые возникают в результате этих пристрастий, существует достаточно литературы. И если говорить о замещающей семье, то действия приёмных родителей должны быть направлены на то, чтобы воспитанник не только бросил курить, употреблять спиртные напитки и наркотические вещества, а, главное, больше никогда не повторил свой опыт. Успешная борьба с тем или иным негативным явлением возможна в том случае, когда известны причины этого явления. С момента помещения ребёнка в семью взрослые должны воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью с помощью различных игр, бесед, должны выработать у воспитанника понимание того, что здоровье – самая величайшая ценность, дарованная человеку природой.
Основной задачей для приёмных родителей является формирование у воспитанника нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несёт ответственность за его сохранение и укрепление. Для решения такой задачи замещающим родителям необходимо помнить правило – «Если хочешь воспитать своего ребёнка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!».
Приёмным родителям необходимо знать критерии эффективности воспитания здорового образа жизни, среди которых: положительная динамика физического состояния воспитанника; снижение заболеваемости; формирование у ребёнка умений выстраивать отношения со всеми членами семьи, сверстниками и другими людьми; снижение уровня тревожности и агрессивности.
Формированию здорового образа жизни в замещающей семье способствуют мероприятия, направленные на:
- знание правил личной гигиены, гигиены помещений, одежды, обуви и др.;
- потребность строго соблюдать распорядок дня;
- умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;
- умение взаимодействовать с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания (дом, класс, улица, дорога, лес) безопасна для жизни;
- воспитание у детей желания заниматься физической культурой, спортом, закаляться, заботиться о своём здоровье, заботливо относиться к своему телу и организму (очень важен личный пример приёмных родителей и их биологических детей);
- формирование основных двигательных привычек, связанных с ходьбой, бегом, лазаньем, прыжками (создать дома спортивный уголок);
- развитие физических качеств: скорость, ловкость, гибкость, сила и др. (играйте с детьми в подвижные игры дома и на воздухе);
- желание сохранять правильную осанку;
- обеспечение профилактики нарушения зрения, слуха (умеренное использование компьютера, просмотра телепередач);
- своевременное предупреждение возникновения неадекватного поведения ребёнка, невроза.
Таким образом, самую главную позицию в воспитании здорового образа жизни у ребёнка занимают родители или лица их заменяющие.
Формирование здорового образа жизни в замещающей семье будет происходить успешно, если:
- будет осуществляться согласованное взаимодействие семьи и учреждения образования, учитывающее современные тенденции необходимости ведения здорового образа жизни;
- будут разработаны и определены организационно–педагогические условия и механизмы внедрения здорового образа жизни в процессе развития приёмной семьи;
- замещающие родители готовы использовать национальные культурные традиции в целях воспитания у воспитанников потребности в ведении здорового образа жизни;
- в содержание, формы и методы подготовки воспитанников к семейной жизни включается использование опыта формирования здорового образа жизни в замещающей семье.
Таким образом, система формирования здорового образа жизни приёмных детей в условиях воспитания в замещающей семье, предполагает определённую последовательность в приобретении новых знаний, разучивании упражнений и учитывает возможность переноса положительного опыта в повседневную жизнь, и должна строиться на принципах взаимодействия приобретённых знаний и формируемых умений и навыков.
Наталья КАРПУШЕВА,
старший преподаватель кафедры психологии и предметных методик Минского городского института развития образования
Пожалуйста зарегистрируйтесь