Формула здоровья
Наталья КАЛАЧЁВА,
заместитель директора по воспитательной работе средней школы № 12 г. Орши Витебской области
Формула здоровья
Внеклассное мероприятие со старшеклассниками
Задачи:
- продолжать формировать представления у молодёжи о вреде курения;
- продолжать информировать старшеклассников об аспектах здорового образа жизни;
- воспитывать ценностное отношение учащихся к своему здоровью.
Материал и оформление: класс, в котором проводится диспут, оформлен иллюстративным материалом и плакатами по теме здорового образа жизни; к демонстрации подготовлена тематическая мультимедийная презентация.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Ведущий. Здоровье человека – это главная ценность в жизни. Всем вам известны преимущества здорового образа жизни. Поэтому наша сегодняшняя встреча будет проходить под девизом «Мы – за здоровый образ жизни! Вся наша жизнь – это территория здоровья!»
Свои представления о влиянии здорового образа жизни на человека можно выразить в виде модели «Дерева жизни», которое вы видите на слайде. Листья этого дерева – дни жизни человека. Каждый лист будет свеж и зелен, если крону будут поддерживать ветви «Я могу», «Я хочу», «Я буду». Ответьте на вопросы.
А что человек может? Что он хочет? Что он должен? (Ответы учащихся.)
Эти ветви поддерживают ствол «Здоровый образ жизни», питаемый корнями – понятиями, которые и составляют здоровый образ жизни.
Работа с моделью «Дерево жизни»
Ведущий зачитывает определения, а учащиеся обсуждают целесообразность их размещения в виде корней «Дерева жизни». Варианты определений: интересная творческая работа, активная жизненная позиция, курение, положительные эмоции, употребление алкоголя, любовь к людям, пессимизм, оптимизм, семья, закаливание, личная гигиена, рациональное питание, двигательная активность, употребление наркотиков и др.
Ведущий. На нашем мероприятии мы обсудим несколько важных проблем, которые касаются здоровья молодёжи. Одной из проблем является табакокурение.
Статистика, говорящая о курении людей разного возраста и пола неутешительная. Мы с вами встречаем курящих людей в различных местах, даже в тех, которые законодательно отнесены к местам, свободным от курения.
Нередки и смертельные случаи, связанные с табакокурением. Казалось бы, никаких новых данных по этой теме нет, о вреде курения знают все. Но почему же тогда мы продолжаем курить у парадных административных зданий, равнодушно проходить мимо, курящих молодых людей и продолжаем продавать сигареты детям в торговых точках? Сегодня мы постараемся ответить на многие вопросы.
А начнём наше сегодняшнее мероприятие с конкурса слоганов и кричалок на тему «Не кури!».
Конкурс слоганов и кричалок
Ведущий. Многие курящие говорят, что начали курить ещё в подростковом возрасте. О чём думают подростки, закуривая впервые? О чём угодно, только не о вреде никотина. Хотя им известно о последствиях употребления табака. Так какие последствия от табакокурения? Вот что об этом говорят врачи.
Выступление врача-нарколога
Ведущий. А откуда появился табак? Давайте совершим небольшой экскурс и узнаем, с чего всё началось.
Сообщение учащегося о табаке
Курение табака возникло ещё в глубокой древности. Родина табака – тропическая Америка. Его семена в 1496 году привезли в Европу члены экспедиции Колумба. Высадившись на незнакомый берег, Колумб и его спутники увидели, что туземцы – взрослые и дети – держали в зубах дымящиеся пучки тлеющих листьев неизвестного европейцам растения. Выяснили, что дикари традиционно используют листья для частого вдыхания дыма. Туземцы предлагали путешественникам покурить и воспринимали отказ, как проявление враждебности или недоверия.
Возвращаясь в Европу, Колумб захватил с собой несколько пучков сушёных листьев «табакко» и… несколько курильщиков. Он рассчитывал развлечь своих соотечественников невиданной экзотикой. Так и случилось: краснолицые дикари, украшенные перьями и пускающие дым изо рта, поразили весь испанский двор. И европейцы стали приобщаться к новому обычаю – курению. О том, что этот обычай вредный, испанцы писали еще в 1535 году. Но потом заговорили и о целебных свойствах табака (он способен «выгонять и уничтожать болезни головы и мозга»). Были и периоды запретов. Но табачное нашествие оказалось слишком сильным, и привычка курить всё больше укоренялась.
Вскоре табак попал во Францию. Жан Нико, бывший послом в Испании, привёз оттуда листья и семена табака в подарок своей королеве Екатерине Медичи. От фамилии Нико произошло слово «никотин» – так называют основной компонент табака, самый ядовитый. Постепенно курение стало «путешествовать» по Европе, а торговля табаком приносить огромные прибыли.
В Россию табак завезли иностранные купцы в XVI веке. Царская власть и духовенство отнеслись к нему отрицательно. Но борьба с курением потерпела неудачу уже в то время. Постепенно табак стали выращивать как сельскохозяйственную культуру. И так курение стало модным, а для некоторых уже просто необходимым и нашло распространение по всей стране. Тогда ещё никто не знал, насколько опасна эта привычка.
Викторина
Ведущий. А теперь проверим ваши знания о табаке. За правильный ответ присуждается очко.
Варианты вопросов для викторины
1. Родина табака:
а. Южная Америк;
б. Южная Африка;
в. Южный полюс
2. Колумб в 1492 г. высадился на побережье Кубы и увидел аборигенов с дымящейся травой, употребляемой для курения, которую называли…
а. Папиросо;
б. Сигаро;
в. Самокрутка
3. Кто обнаружил в табаке никотин?
а. Жан-Жак Руссо;
б. Жан-Поль Бельмондо;
в. Жан Нико
4. Екатерина Медичи использовала табак как лекарственное средство от…
а. Насморка;
б. Мигрени;
в. Простуды
5. В какой стране табак в XVI веке был объявлен «забавой дьявола»?
а. В Испании;
б. В Италии;
в. В Бразилии
6. Книга, написанная английским королём Яковом I в 1604 г., называется…
а. «О вреде табака»;
б. «О пользе курения»;
в. «Об истории трубки»
7. Самый популярный способ употребления табака в США до XIX века?
а. Курение;
б. Нюханье;
в. Жевание
8. Кого называют «курильщиками поневоле»?
а. Тех, кто находится в обществе курящих;
б. Тех, кого заставляют курить принудительно;
в. Тех, кто курит в тюрьме
Ведущий. Предлагаю следующее задание для наших участников. Ребята, попробуйте придумать антирекламу курению, представив её в виде четверостиший с учётом заданных слов.
Учащиеся делятся на команды.
Варианты слов-заданий:
– зря – нельзя – бросай – меняй;
– вред – бред – табак – рак;
– курить – вредить – береги – беги;
– сигареты – конфеты – будешь – не забудешь.
Команды зачитывают свои антирекламы.
Ведущий. Русский ученый-гигиенист, профессор Г. В. Хлопин назвал курение антисоциальной привычкой. Эта привычка, как говорит нам история, жестоко преследовалась в своё время. Вот только некоторые факты.
Сообщение учащегося
С табачным зельем в давние времена велась жестокая борьба. В конце XVI столетия в Англии за курение казнили, а головы казнённых с трубкой во рту, выставляли на площади. Французский король Людовик VIII издал специальный указ о том, что лишь аптекарям разрешается продавать табак, и только как лечебное средство. В Турции курильщиков сажали на кол. В Италии в назидание потомству пятеро монахов, уличённых в курении, были заживо замурованы в монастырской стене. В Англии по указу Елизаветы I курильщиков приравнивали к ворам и водили по улицам с верёвкой на шее. В России в царствование Михаила Федоровича, уличённых в курении в первый раз наказывали палочными ударами, во второй – отрезанием носа или ушей.
В настоящее время в отношении любителей табака в разных странах применяют различные ограничения. Наиболее строго преследуют любителей никотина в США. Штраф до 1000 долларов ждёт каждого, кто вздумает закурить в ресторане или кафе. А во многих фирмах в этой стране, например, некурящие сотрудники, получают надбавку к зарплате. В Италии не курят во всех общественных местах. С нарушителей взимают штраф. В Англии на деньги, которые в качестве штрафа платит нарушитель правил курения, можно купить подержанный автомобиль. Курить на улицах Сингапура вообще-то разрешается, но стряхивать пепел запрещено. Тому же, кто выбросит, пустую коробку из-под сигарет, грозит большой штраф.
В Республике Беларусь согласно статье 17-9 Административного кодекса «Курение (потребление) табачных изделий в запрещённых местах», курение (потребление) табачных изделий в местах, где оно в соответствии с законодательными актами запрещено, – влечёт наложение штрафа в размере до четырёх базовых величин.
Ведущий. Информация, что называется, к размышлению. Но у меня есть много вопросов для вас, ребята, по теме нашего мероприятия. Предлагаю новую викторину.
Викторина «А знаете ли вы?..»
1. В XIX веке в Петербурге запрещалось курить на улице. Нарушителей порядка строго штрафовали. Кто выступал инициатором запретов на курение?
а. Медики;
б. Пожарные;
в. Церковь
2. При каком царе за курение табака – «дьявольского зелья» в России секли кнутом, рвали ноздри и ссылали в Сибирь?
а. При Петре I;
б. При Михаиле Федоровиче;
в. При Алексее Михайловиче
3. В школах Китая курильщиков ожидает изнурительное наказание. Какое?
а. Тренировка на велотренажёре;
б. Бег на полтора километра;
в. Мытьё полов в школе
4. Широко ведётся борьба с курением в Болгарии. Какие профессии объявлены там «профессиями некурящих»?
а. Учителей и медиков;
б. Пожарных и милиционеров;
в. Егерей и подводников
5. В 1934 г. во французском городе Ницца компания молодёжи устроила соревнование – кто выкурит больше папирос! Двое «победителей» не смогли получить приз, так как скончалась, выкурив…
а. 40 папирос;
б. 50 папирос;
в. 60 папирос
Ведущий. А для наших участников мы предлагаем конкурс «Закончи пословицы и изречения о вреде курения».
Конкурс «Закончи пословицы и изречения о вреде курения»
Варианты неоконченных пословиц:
1. Кто курит табак, … (тот сам себе враг).
2. Лучше знаться с дураком, … (чем с табаком).
3. Если хочешь долго жить, … (брось курить).
4. Без куренья сможешь, … (здоровье – дороже).
5. Курить – … (себя губить).
6. Дым сигары часто сладок, … (да результат уж очень гадок).
8. Оставь, не кури, … (пример с лучшего бери).
9. У курца плохая слава, … (всем вредит его забава).
Упражнение «Скрепка»
Участники мероприятия получают по канцелярской скрепке. Ведущий предлагает несовершеннолетним разогнуть скрепку, чтобы получилась прямая линия. После выполнения задания ведущий задает участникам вопрос: легко ли было разгибать скрепку? Как правило, подростки отвечают, что это задание не доставило им труда. Далее ведущий просит участников вернуть скрепку в первоначальное положение. Вопрос: удалось ли предать скрепке первоначальный вид?
Ведущий. Упражнение со скрепкой – наглядный пример того, как легко человек может сломать свою жизнь, совершив необдуманный шаг. Например, совершив кражу, угнав автомобиль, употребив наркотик и т. д. Вернуться назад, восстановить утраченное здоровье невозможно, как невозможно вернуть скрепке первоначальный вид.
Ребята! Если ваши родители остаются до сих пор в неведении о вашем курении, а вы, стараясь избавиться от вредной привычки, не хотите их посвящать в этот вопрос, вы всегда можете получить бесплатную и очень действенную помощь от психолога или врача. Помните, что именно медики и психологи всегда готовы вам помочь. Сегодня к нам на мероприятие мы пригласили психолога, который даст советы и рекомендации тем, кто, пристрастившись к этой дурной привычке, хочет от неё избавиться, но не знает, как правильно это сделать.
Выступление психолога
Ведущий. Задумывались ли вы, ребята, почему в помещении, где курят, тебе часто хочется кашлять. Дело в том, что, в некотором смысле, ты тоже куришь. Такое курение называют «пассивным». Длительное, пассивное курение может вызвать у тех, кто не курит, различные недомогания, в том числе такие же, как и у курильщиков. Живя бок о бок в семье с курящим человеком, вы вынуждены дышать тем же самым дымом, что и он. В новом задании, я предлагаю вам дополнить предложение «Если мне предложат закурить, я…»
Можешь выбрать один из вариантов отказа или придумать свой.
Варианты ответов:
- Скажу «Нет!»
- Сменю тему.
- Проигнорирую предложение, сделаю вид, что его не услышал.
- Переведу разговор в шутку.
- Отойду от предложившего на некоторое расстояние.
- Ваш вариант…
Ведущий. Предложите свои варианты интересных занятий – альтернативы курению.
Учащиеся предлагают варианты.
Ведущий. Я сейчас предлагаю провести борьбу с курением прямо в зале. Приглашаю троих участников. Им нужно разрезать сигареты, которые мы получили в результате акции «Меняем сигарету на конфету».
Приглашаются учащиеся, которые были замечены в курении.
Ведущий. Время скоротечно, и наше сегодняшнее мероприятие подходит к своему логическому завершению. Но прежде чем мы его завершим, хотелось бы напомнить всем присутствующим: здоровье не только сберегает жизнь, но и преумножает её, раскрывая самые невероятные возможности, о каких не может мечтать слабый, страдающий от болезней человек. Задумайтесь, каким вы выберете своё будущее – здоровым или в паре с табаком. Предлагаю провести альтернативное голосование.
Альтернативное голосование «Сигарета или здоровье?»
Ведущий. Каждый имеет возможность определить свою точку зрения и заявить о ней. Для этого необходимо взять соответствующий жетон:
– красный – я не курю и не буду курить;
– жёлтый – я не курю и смогу убедить других в том, что курение опасно для здоровья;
– зелёный – я не считаю курение опасным для здоровья;
– синий – я курю, но постараюсь отказаться от вредной привычки;
– белый – написать свой вариант ответа.
Ведущий. Надеюсь, что наше мероприятие помогло всем молодым людям сделать свой правильный выбор.
Список использованных источников
1. Коростелёв Н. 50 уроков здоровья / Н.Коростелёв. – Москва, 1991 г.
2. Шапцева И. Н. «Наш выбор – здоровье». – Волгоград, 2009 г.
3. Соломахина Л. Л. «На пути к здоровью». – Минск, 2007 г.
4. Русские пословицы и поговорки. – Москва, 1998 г.
Фото к статье Н. Калачёвой
Пожалуйста зарегистрируйтесь