Мы – туристы. Физкультурный досуг с участием воспитанников старшей группы
- Задачи:
·
расширять
функциональные возможности системы внешнего дыхания; способствовать
нормализации функции центральной нервной системы;
·
закреплять
выполнение основных видов движений в играх и эстафетах;
·
воспитывать
бережное отношение к природе, дружеские взаимоотношения, выдержку, аккуратность.
Оборудование и инвентарь: рюкзак походный – 1 шт.; рюкзак детский – 2 шт., «брёвнышки»
(длина 20 см) – по количеству детей; конусы
с отверстиями – 12 шт.; палка гимнастическая – 6 шт.; мягкие модули-круги (диаметр
30 см) – 10 шт.; палатка – 1 шт.; скамейка
– 2 шт.; обручи гимнастические – 10 шт.; маты гимнастические – 2 шт.; «обруч-паутинка»
– 2 шт.; куб (высота – 20 см) – 2
шт.; куб (высота 40 см) – 2 шт.;
туристический коврик – по количеству детей; кубики (5 х 5 см) – 10 шт.; корзинка с лесными орехами – 1 шт.; картинки с
изображениями ядовитых грибов; мячи (диаметр 5–7 см) синего, зелёного, красного и жёлтого цвета – по 10 шт.; прозрачные
мешочки с крупой (рис, пшено, горох, геркулес, перловка, гречка, манка); предметы
для игры «Собери рюкзак»: гантели – 2 шт.; книга – 1 шт.; флешка – 1 шт.;
кружка – 1 шт.; коробок спичек – 1 шт.; металлическая тарелка – 1 шт.;
консервная банка – 1 шт.; верёвка – 1 шт.; линейка – 1 шт.; альбом для
рисования – 1 шт.; карандаши – 1 упаковка; пластмассовый нож – 1 шт.; бутылка с
водой – 1 шт.; ложка – 1 шт.
Место проведения: физкультурная площадка на улице, оборудованная
в виде лесной поляны.
Подготовительная работа: занятия и беседы педагога дошкольного образования о родном
крае, туризме, правилах безопасного поведения на природе, изготовление эмблем
команд «Лесовичок» и «Боровичок».
ХОД ДОСУГА
Группа воспитанников вместе с руководителем физического
воспитания (ведущий) идут на физкультурную площадку. Построение детей в
шеренгу.
Ведущий.
Сегодня мы отправляемся в туристический поход в лес. Знаете, кто такие туристы?
(Ответы детей.)
Ходить в походы – весело,
Ходить в походы – классно!
Идём, друзья, все вместе мы,
Нам светит солнце ясно!
На площадке появляются герои – Малыш и Карлсон.
Карлсон.
Здравствуйте, ребята! Мы проходили мимо, услышали шум и решили узнать, куда вы
собрались?
Дети. Мы
отправляемся в поход в лес.
Карлсон. В
лес? А мы с Малышом живём в городе и никогда в лесу не были. Возьмите,
пожалуйста, нас с собой, мы тоже хотим отправиться в поход.
Ведущий. Возьмём
с собой Малыша и Карлсона? Покажем, как интересно можно провести время в лесу?
Дети. Да! Расскажем
и покажем!
Ведущий. Тогда
мы все вместе отправляемся в поход. Но прежде надо собрать с собой вещи.
Карлсон. Ура! В
поход возьмём мой большой чемодан! Он даже на колёсах!
Ведущий. Карлсон
и Малыш, вы знаете, что в поход всегда отправляются с рюкзаком! С чемоданом по
лесу не пройти!
Карлсон. Да?
Хорошо! У нас есть и рюкзачки!
Ведущий. А что
бы вы взяли с собой в поход?
Малыш. Плеер,
игровую приставку, ноутбук…
Карлсон. Варенье,
печенье и торт!
Ведущий. Ребята,
правильно они назвали? (Ответы детей.) В
поход нужно брать только самое необходимое, потому что идти далеко и рюкзачок
придётся нести самому! Надо брать с собой в поход воду, еду, кружку, ложку, коврик,
компас, верёвку, нож, спички, пакеты для мусора. Малыш, Карлсон, вы запомнили,
что нужно брать с собой в лес?
Малыш и Карлсон (хором). Да!
·
Игровое задание «Собери рюкзак в поход».
Дети встают в шеренгу. Первым в ней стоит Карлсон, последним –
Малыш. На большом кубе перед первым участником лежат различные предметы.
Карлсону необходимо выбирать только те предметы, которые пригодятся в походе
(металлическая тарелка, кружка, ложка, коробок спичек, верёвка, бутылка с
водой, банка мясных консервов, нож) и передать следующему участнику. Следующий
передаёт предмет дальше по шеренге. Малыш, замыкая шеренгу, складывает
выбранные предметы в рюкзак.
По окончании задания ведущий вместе с детьми и героями проверяют
содержимое собранного рюкзака.
Выигрывает команда, которая правильно выбрала предметы.
Ведущий.
Ребята, вы все хорошо справились с заданием. Теперь можно отправляться в путь. В
какую сторону мы с вами пойдем?
·
Беседа о карте и компасе.
Ведущий. Отправляемся!
Посмотрите, впереди нас ждёт полоса препятствий. Как мы её сможем пройти? (Ответы детей.)
·
Полоса препятствий.
Дети выполняют в колонне поточно (2–3 раза):
– перешагивание через «ветки деревьев» (гимнастические палки 4–5 шт., высота
20–25 см);
– подтягивание «по бревну» на животе до полного выпрямления рук в локтевых
суставах (гимнастическая скамейка);
– ходьба по «кочкам» (мягкие модули-круги);
– перешагивание с «пенёчка на пенёк» (с куба на куб, поставленных «лесенкой»).
Ведущий. Вот
мы и пришли. Послушаем звуки леса и ощутим запахи леса.
·
Дыхательное упражнение «Запахи леса».
Упражнение проводится 4–5 раз с использованием фонограммы «Звуки леса»).
И. п. – о. с. 1–2 – плечи вверх, вдох
носом; 3–4 – о. с., выдох через рот.
Ведущий. Ой,
ребятки, что это за писк? Вы слышите? Кажется это комары. Наверное, рядом
болото. А кто ещё живёт в болоте? (Ответы
детей.) А чем питаются лягушки? (Ответы
детей.) Давайте поиграем.
·
Игра «Поймай комара».
Дети, выполняющие роли «комаров», «летают»
по площадке, имитируя звуки комара. Водящий – «лягушка» – по сигналу, выпрыгивает
из болота и ловит «комаров».
Ведущий. Внимание! У нас на пути болото. Чтобы его преодолеть,
разделимся на две команды: «Лесовичок» и «Боровичок».
·
Эстафета «С кочки на кочку».
Участники стоят в колоннах. Первый выполняет прыжки на двух
ногах из обруча в обруч, обегает конус, по прямой бегом возвращается и передаёт
эстафету следующему участнику.
·
Дыхательное упражнение «Устали».
И. п. – в ходьбе. 1–2 – вдох носом,
провести тыльной стороной ладони по лбу; 3–6 – выдох ртом.
Повторяется 4–5 раз.
Ведущий. Нам
необходимо продолжать путь. На пути у нас ручеёк, перейдем через него по
бревну.
·
Эстафета «Ручеёк».
Дети стоят в двух колоннах. Первый участник с рюкзаком на
плечах идёт по «бревну» (на гимнастической скамейке лежат кубики на расстоянии
50 см друг от друга), руки в стороны, перешагивая кубики. Затем спрыгивает на
гимнастический мат, обегает конус, установленный на расстоянии 1 м от гимнастического
мата и возвращается по прямой, передаёт эстафету (рюкзак) следующему участнику.
Выигрывает команда, быстрее закончившая эстафету.
Ведущий.
Молодцы, ребята! Посмотрите, какую красивую, интересную и необычную паутинку
сплёл на нашем пути паучок. Но мы не испугаемся, а пройдём препятствие, не
нарушив красоты паутинки.
·
Эстафета «Паутина».
Дети стоят в колоннах. Первый участник добегает до
«обруча-паутинки» (гимнастический обруч с натянутыми сеткой резинками),
пролезает сквозь неё, обегает конус, возвращается по прямой и передаёт эстафету
следующему участнику.
Выигрывает команда, быстрее закончившая эстафету.
·
Дыхательное упражнение «Сдуй паутинку с ладони».
И. п. – узкая стойка, руки перед
грудью, ладонями вверх. 1 – вдох носом; 2–4 – выдох через рот, подуть на ладони.
Повторяется 2 раза.
Ведущий. Вы
преодолели много преград, и я предлагаю сделать привал.
Дети и герои располагаются на «брёвнах» (гимнастических
скамейках).
Ведущий. В
походе туристы ставят палатку, чтобы спрятаться от дождя или поспать. Малыш,
Карлсон, вы знаете, что такое палатка и как она устанавливается?
·
Игровое задание «Установи палатку».
Малыш и Карлсон вместе с детьми ставят палатку.
Ведущий.
Ребята, зачем в походе нужны спички? (Ответы
детей.) Правильно, спички нужны, чтобы развести огонь, согреться и приготовить
еду. Сейчас и мы с вами «разведём костёр».
·
Эстафета «Разведи костёр».
Дети стоят в двух колоннах. У каждого участника в руке по
«брёвнышку». Первый участник бежит (или передвигается в приседе) до конуса,
кладёт «брёвнышко», возвращается по прямой, передаёт эстафету следующему
участнику.
Выигрывает команда, быстрее закончившая эстафету.
ОМУ: «брёвна» нужно выкладывать способом «колодец».
Дети садятся вокруг «костра» на туристические коврики.
Карлсон. Я
очень проголодался.
Ведущий. Что
чаще всего едят в походе и почему? (Ответы
детей.)
·
Игра «Свари кашу».
На «пенёчке» (кубе) разложены прозрачные мешочки с разными
крупами. Девочки, по очереди, определяют разновидность крупы, а мальчики
называют, какую из этой крупы варят кашу.
Ведущий. Ребята,
чем богат наш белорусский лес? (Ответы
детей.) Карлсон, Малыш, а вы знаете, какие грибы опасные, какие нельзя
собирать и употреблять в пищу?
Карлсон. Мы
видели по телевизору.
Малыш. Ядовитые
грибы красного цвета с белыми
крапинками называются мухоморами!
Ведущий. Совершенно
верно! Это – мухоморы. Ребята, а какие ещё ядовитые грибы вы знаете? (Ответы детей.)
Показ ведущим изображений ядовитых и съедобных грибов, дети
называют.
Малыш.
Никогда не ешьте |
Голова закружится, |
Ведущий. Молодцы,
ребята, вы многое уже знаете, давайте сейчас поищем съедобные грибы и ягоды.
·
Игра «Собери ягоды и грибы».
По площадке врассыпную положены мячики четырёх цветов: красные
– «клюква», синие – «черника», жёлтые – «грибы лисички», зелёные – «грибы моховики».
Команда «Боровичок» собирает «грибы», команда «Лесовичок» – «ягоды».
·
Дыхательное упражнение «Тянемся к солнышку».
И. п. – о. с. 1–2 – руки через
стороны вверх, встать на «носки», вдох; 3–4 – и. п., выдох через рот.
Повторяется 2 раза.
Пока команды собирают «грибы» и «ягоды», Малыш и Карлсон
«едят», разбрасывая повсюду бумажки от конфет, печенья, пустые бутылки от воды,
пакеты от сока и т. п.
Ведущий. Ой,
ребята, посмотрите, пока вы собирали грибы и ягоды, наши друзья пообедали так,
что повсюду мусор.
Карлсон. Подумаешь,
в лесу же никто не ходит, можно и сорить.
Ведущий. Можно
мусорить в лесу? (Ответы детей.) Правильно,
нельзя разбрасывать мусор в лесу, надо всегда убирать за собой. Как вы думаете, почему? (Ответы детей.) Правильно! Лес – это дом для животных и птиц, засорять
его нельзя! Давайте поможем Карлсону и Малышу собрать весь мусор в пакеты.
Только его необходимо рассортировать: бумагу в один мешок, пластиковые бутылки
в другой. Потом наши друзья, Карлсон и Малыш, заберут с собой пакеты в город и
выбросят в контейнеры для раздельного сбора мусора.
Все участники собирают «мусор» в пакеты.
·
Игра «Если я приду в лесок».
Ведущий задаёт вопрос, а дети дают утвердительный или отрицательный
ответ.
Варианты
вопросов
Если я приду в лесок, то сорву большой
цветок? (Нет.)
Когда съем я пирожок, салфетку
брошу под кусток? (Нет.)
Для лесных зверей кусочек на
пеньке оставлю точно? (Да.)
Костёр я буду разводить, и
забуду потушить? (Нет.)
Если сильно насорю, быстро сам
все уберу? (Да.)
Когда мусор уберу, банку закопаю?
(Да.)
Все дети (вместе). Я люблю свою природу, я ей помогаю!
Ведущий. Карлсон,
Малыш, теперь вы знаете, что такое лес и как правильно себя здесь вести?
Малыш и Карлсон. Да! Спасибо, ребята, что вы взяли нас с собой, нам было очень интересно,
познавательно и увлекательно!
Ведущий.
Ребята, наш поход заканчивается, и нам надо возвращаться в детский сад. Но
прежде чем уйти, что ещё необходимо сделать? (Ответы детей.) Необходимо обязательно полностью погасить костёр,
который мы с вами развели.
·
Дыхательное упражнение «Погаси костёр».
И. п. – присед. 1–2 – вдох носом; 2–4
– выдох через ром (подуть на «костёр»).
Повторяется 2 раза.
Карлсон.
Ходить в походы – весело,
Ходить в походы – классно!
Мы сделали всё правильно,
Погас костёр наш ясный!
Пожалуйста зарегистрируйтесь